Культурно-просветительская деятельность Киево-Печерской лавры

Определение особого места и роли Киево-Печерской лавры, как одного из главных институтов Украинской Православной Церкви, в духовной жизни украинского народа и, в частности, периода казачества, приобретает сегодня особую актуальность и научной важности учитывая указанные ниже главных обстоятельства. Значение Лавры как культурно-просветительского центра Украины практически оставалось без внимания исторической науки. Советская историография, руководствуясь известным классовым подходом, замалчивала эту проблему, а роль Лавры в жизни народа освещала тенденциозно и предвзято. Исследования по истории украинского монастырей целом, и Киево-Печерской лавры в частности, за последние десятилетия рассматривались преимущественно в контексте социально-экономических и политических отношений, места в художественной жизни Киева и Украины1. Роль украинского монашества, в частности его высокообразованной части, как духовной и интеллектуальной элиты общества времен средневековья, не нашло пока что достаточного освещения. Между тем, его лучшие представители сыграли важную роль не только в церковной, но и общественно-политической и культурной жизни народа. Стоит отметить и то, что Киево-Печерский монастырь (лавра) имел огромное влияние на все слои населения Украины, выступая духовно-идеологическим центром и проводником «душеспасительного исканий» как для всего клира — белого духовенства и братии отдельных монашеских общин, так и для ведомой им паствы. Распространителем Печерской идеологии был и знаменитый «Патерик Печерский». Недаром Петр Могила в своей литературной деятельности значительного места предоставляет информативном дополнению биографические состав предыдущего Патерика. При этом идеологическое пропаганды Киева и Лавры, как аналогичного Афона резиденции, возлагалось на высокообразованное монашество, в частности на его просветительскую и издательскую деятельность.

Состояние научной разработки проблемы. Исследование культурно-просветительской деятельности Киево-Печерской лавры указанного периода ограничивалось в историографии изучением преимущественно издательского дела в Киеве. Наиболее спорным в этом плане был вопрос начала книгопечатания в Лавре, которую пытались решить большинство исследователей украинской и русской культуры и Церкви. Одновременно просветительская роль Печерского монашества практически не исследовалась. В научных разработках разного плана рассматривались лишь отдельные вопросы, связанные с данной тематикой. Исходя из комплекса проблем, заявленных в диссертации, их решения в историографии можно разделить на несколько направлений.

Литература об издательской деятельности Киево-Печерской лавры.

Первые сведения о деятельности Лавры, как издательского центра, появились в исторических описаниях монастыря. В частности, изданный в 1791г. киевским митрополитом Самуил Миславский на основе библиотечных собраний лаврских ученых короткий исторический описание Лавры отводил определенное место типографии, связывая ее деятельность с князем Константином Острожским. Фундаментальный труд митрополита Евгения Болховитинова 1826 издания, которая категорически отрицала эту версию, давала более подробный обзор издательского центра. Установившийся в науке взгляд митрополита Евгения на книгопечатание в Киеве возбудил в 1865. киевский священник Павел Троцкий, выдав первую, специально посвященную истории лаврской типографии, труд. Ее бесспорная ценность — в детальной проработке печатного фонда Лавры. Вместе с тем работа не лишена определенной тенденциозности, в частности автор положительно оценивает переход лаврского издательства под контроль Синода (1721р.), считая, что это привело к упорядоченности в печатании книг.

Становление и дифференциация евангельского движения в Украине

Религиозная жизнь Украины, как правило, связывается с православием и католицизмом. Но заметную роль в нем / а ныне — растущую / играет протестантизм и в частности евангельское движение. За 140 лет своего существования в Украине евангельское движение занял надлежащее место в духовной жизни украинского народа. Однако история его возникновения и становления в Украине объективно и системно не исследована. Историография отечественного евангельского движения насчитывает несколько тысяч наименований. Но эти работы, в которых в основном отражено официальное отношение русского и советского государства в евангельских верующих, были в значительной мере идеологизированы. Это приводило к явной фальсификации истории этого религиозного течения. Даже сегодня подобная идеологическая ориентация со всеми ее последствиями очевидна для некоторых трудов, посвященных истории этого религиозного течения. Именно поэтому история евангельского движения в Украине еще требует своего объективного, не заангажированного идеологическими и конфессиональными предубеждениями анализа и освещения. С другой стороны, проведенные в последнее время значительные эмпирические исследования позволили накопить большое количество новых данных по истории евангельского движения, которые также требуют своего теоретического осмысления. Следует отметить, что только сейчас, после провозглашения Украиной курса на строительство гражданского общества, появилась реальная возможность взвешенно подойти к анализу истории отечественного евангельского движения, не будучи ограниченными государственной или какой-то конфессиональной идеологией.

Протестантизм в Украине, в частности евангельское движение, в отдельных религиоведческих работах, а затем в повседневной религиозном сознании часто освещался и воспринимался как нечто чужеродное, привнесенное извне. Это связано с тем, что на протяжении всей истории евангельского движения в Украине его возникновения и становления именно целенаправленно оценивалось многими тенденциозно ориентированными авторами, а о самих евангельских верующих целенаправленно формировалась негативное мнение, как о фанатиков, отчужденных от реальной жизни лиц, не имеют никакой связи с украинским обществом. В то же время исследования развития религиозной мысли в Украине убедительно свидетельствует о национальных истоках украинского протестантизма, его самобытный характер.

Начиная с прошлого столетия, по характеристике православных миссионеров, которые выполняли очевидные задачи господствующей государственной церкви, все представители протестантизма были зачислены в «сектантства». Этот термин был подхвачен советскими антирелигиозными деятелями. Вследствие этого евангельское движение до сих пор воспринимается как «сектантство» с ярко выраженным негативным содержанием. Специфический научный термин «сектанты», который употребляется для обозначения одного из уровней религиозной институализации, приобрел негативную окраску. Им иногда еще пользуются для характеристики всего современного евангельского движения, хотя он возможен для характеристики лишь некоторых его групп определенного этапа его развития.

Основные составные части современного евангельского движения в Украине — баптизм и пятидесятничество — имеют все признаки церкви: четкое вероучения, структура подчиненности, система подготовки служителей, корпус профессиональных миссионеров, пасторов и других работников. По сути, баптизм сейчас занимает официальное четвертое / а реально возможно и третье / место среди религиозных групп в Украине. Таким образом, эта религиозная течение является церковью, то есть такой же институционализацийною структурой, как православие или греко-католицизм. Баптизм, с точки зрения внутренней его организации, осознает себя как группу поместных церквей, которые олицетворяют себя как часть Вселенской Церкви Иисуса Христа. Поэтому, претендуя на научную объективность и толерантность, следует избавиться оценочной терминологии, одним из проявлений которой является термин «секта», с присущим ему негативным оценочным компонентом. Использование этого срока возможно лишь в случаях, когда описывается начальная историческая фаза существования евангельского движения, скажем, времени царского режима.

Формирование номенклатуры названий религиозных сооружений в украинском языке

Современный этап развития науки отмечен повышенным интересом исследователей к тех явлений и процессов, которые находились вне поля зрения ученых. К таким явлениям и процессам относятся практически все, так или иначе апеллируют к вопросам религии. Научная лингвистическая традиция, которая сложилась в Украине на протяжении ХХ в., Обращалась к изучению украинской религиозной лексики преимущественно опосредованно. Повышение внимания к ней в украинском языкознании в последнее десятилетие стало возможным благодаря демократизации и гуманизации общества, обратиться к вопросам духовности. Поскольку отражение в языке концептуальной картины мира [ККС] — актуальная проблема современной лингвистики (см. работы Г.Колшанського, Л.Лисиченко, Б.Серебренникова и др.)., Возникла необходимость детального изучения религиозной лексики как таковой, вербально отражает одну из составляющих ККС — мифолого-религиозную.

Некоторым вопросам изучения украинской религиозной лексики были посвящены работы О.Горбача, Е.Грицака, П.Ковалива, И. Огиенко. В последние годы ХХ в. в связи с изменением общественно-политической ориентации в Украине усилилось внимание к культурно-духовной жизни, что обусловило появление публицистической и научно-популярной литературы, в которой подаются наименование религиозных лиц, сооружений и их частей, предметов, используемых при проведении религиозных обрядов (работы И.Вайнтруб, Н.Кочан, В.Мокрого и др..). Вместе с этим возникла необходимость в научном подходе к изучению религиозной лексики, особенно терминологической. В частности украинская религиозная система впервые рассматривается в учебнике Т.Панько, И.Кочан и Г.Мацюк «Украинское терминознавство».

Появились статьи и диссертационные исследования, посвященные изучению отдельных групп религиозной лексики и терминологии (С.Библа, И.Бочарова, Н.Пуряева, М.Юрковський и др..). Достаточно активно дискутируются правописания вопрос религиозных наименований (Н.Дзюбишина-Мельник, О.Захаркив, М.Кондор, Н.Рибак, М.Трофимук, О.Федик и др..). Как в лингвистике, так и в целом в обществе возник особый интерес к проблеме функционирования родного языка в сфере религии (Л.Звонська-Денисюк, архиеп. И.Исиченко, О.Кислюк, М.Ярмолюк и др..). По этому поводу В.Нимчука справедливо заметил: «Проблема языка в храмах, где молятся, не является сугубо внутрицерковным. В равной мере это общекультурная проблема. «

Несмотря на активизацию изучения религиозной лексики, в отечественном языкознании до сих пор исследованы лишь отдельные ее лексико-семантические группы (ЛСГ), например, названия церковных чинов и должностей и названия религиозных праздников. Одна из весомых составляющих этого слоя словарного состава — ЛСГ «названия религиозных сооружений и их частей» — рассматривалась в основном эпизодически и неполно, часть ее конституентив описывалась в составе других ЛСГ (П.Черних, М.Худаш, Ф.Филин и др.). На материалах письменных памятников древнеукраинской (древнерусской) и староукраинской языков. Все это обуславливает актуальность исследования истории формирования ЛСГ «названия религиозных сооружений и их частей».

Вера

Вера — это уверенность человека в существовании любого явления и признания его реальности. Это чувства и осознания определенного идеала как сущности, к которой в вечном стремлении находится человек. Это основа творческих потенций человека, который обеспечивает способность личности преодолевать саму ограниченность. Вера как свойство души вдохновляет человека на конкретное волеизъявление, на самочинное действие относительно окружающих обстоятельств, которые выступают как факторы духовной самореализацииивира являются условием обновления души, ее омолаживания и возрождения. Человек, который потерял веру, превращается в душевного старца, который ограничивает себя рассудительностью, горьким опытом, пугается нового, планов, фантазий,

живое условными и безусловными инстинктами и приспосабливается к потребностям действительности.

Различают такие виды веры: наивная, будничная, мифологическая, религиозная, философская но др. Наивная, будничная вера — уверенность в существовании окружающего мира, других людей, своего тела и духа. Она формируется всем жизненным опытом человека, начиная от роду ее. Наивнисть этой веры заключается в том, что ее носители не осознают свою противоположность действительности.

Характерными чертами мифологической веры является антропоморфизм и анимизм, щови-являються в одухотворении явлений природы перенесении на них душевных и даже телесных свойств человека. Солнце, Земля, Вода воспринимались как живые и одухотворенные существа. Человек верил в сверхприродные силы окружающего мира и ставила свое существование в зависимость от них. Мифологическая вира— это слепая вера «человеческого детства», щофула порождена страхом человека перед природой и неспособностью объяснить ее явления и закономерности.

Релейная вера — это уверенность в существование свойств, событий, которые происходят согласно воле сверхприродных и сверхисторических сил — богов, духов, которые руководят жизнью людинидця вера является признаком религиозного сознания. Она охватывает все сферы души верующего.

Философская вера означает уверенность в существовании бытия, которое остается другим, чем мы себе уявляем. Философия направлена на раскрытие тайной сути известных явлений и предметив, руководствуется верой в ее существование.

Верующий человек часто вступает в противоречие с аргументами ума, сознательно становится на путь, противоположный знанию и науке. В будничном общении веру можно назвать интуицией. Вера человека признается нерядовой духовной ценностью и вошла в категорию общечеловеческих.

Религиозная сфера областного региона: трансформация и территориальная организация

В последние годы проблемы религиозного характера в Украине стали объектом научных исследований. Однако, фундаментальных работ, в которых анализируются географические аспекты религиозной сферы недостаточно. Это касается как Украины в целом, так и отдельных регионов, обладающих своеобразием и сложностью религиозной жизнедеятельности. Изучая морфологию, содержание, генезис, динамику, факторы и закономерности формирования и функционирования территориальной организации религиозной сферы, география религии призвана находить пути ее оптимизации на общенациональном, региональном и локальном уровнях. В Украине реализация этой задачи связана с исследованием трансформации религиозной сферы, которая происходит под влиянием демократизации общественных отношений в целом и существенно влияет на изменение в ее территориальной организации.

Трансформация религиозной сферы Украины и связанная с этим изменение ее территориальной организации, заключается в актуализации проблем религиозной жизнедеятельности населения. Во-первых, остаются нерешенными вопросы сосуществования конфессий в новых условиях политико-правового поля Украины, которое формируется со времени восстановления независимости в 1991 г. Во-вторых, центральные и местные органы власти продолжают искать эффективные методы регулирования имущественных проблем религиозных организаций, имеют свои особенности в разных регионах Украины. В-третьих, перед государством в целом и ее административно-территориальными подразделениями стоит комплекс вопросов, связанных с контролем за деятельностью отдельных конфессий, не соответствующую законодательно принятым нормам общественного общежития.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Работа выполнена на кафедре географии Украины Львовского национального университета имени Ивана Франко. Направление работы согласуется с научно-исследовательской темой ВС-372Б «Украина на рубеже двух тысячелетий: историческое развитие, население, хозяйство, социально-экономические районы, естественно экологические проблемы и их решения с использованием информационных технологий» (№ государственной регистрации 0197V017004, 1997 — 2000).

Цель и задачи исследования. Целью исследования является раскрытие сущности трансформации религиозной сферы, условия и факторы этого процесса в областном регионе и связанной с этим изменением территориальной организации религиозной жизнедеятельности населения. Основными задачами исследования являются: обобщение и дальнейшее развитие научных основ общественно-географического исследования религиозной сферы областного региона; разработка новых методов и подходов изучения общественного мнения по проблемам религиозного характера в рамках областного региона, выявления причинной обусловленности возникших в процессе трансформации территориальной организации религиозной сферы Львовской области, анализ компонентно-территориальной структуры религиозной сферы Львовской области, анализ внутрирегиональных различий религиозной сферы Львовской области, проведение на их основе внутриобластного интегрального религиозно-географического районирования и т.д..

Объектом исследования является религиозная сфера областного региона Украины. Исследование основывается на материалах Львовской области.

Добро и зло

При разных обстоятельствах каждый человек определяет конкретное отношение окружающих к себе и свое отношение к близким и знакомым. Самым распространенным средством такой «оценки» является понятие «добро» и «зло». Определения добра как духовной ценности целеустремленно осуществляется в пределах аксиологии — науки о ценностях, которая выясняет качества и свойства предметов, явлений, процессов, которые способны удовлетворять потребности, интересы и желания людей. Добром помечают способность человека творить благо в интересах общества, другого человека. Понятие «добро» определяет морально позитивное отношение к разным явлениям из позиции признания их необходимыми для сосуществования людей. Известные из истории попытки определения добра и красоты осуществлялись через соотношение с понятием «благо». За Аристотелем, выше благо является родовым относительно понятия добра, более широким по объему. Немецкий философ Гегель отмечал, что в случае отсутствия блага «деяния не является добром». То есть добром называлось то, которое создает благо, способствует его сохранению и приумножению.

Благо — социально-философске понятие, которым определяется все, что удовлетворяет потребности человека и имеет для нее (и общества) значение позитивной ценности. В этом понимании понятия «благо» приближается к категории добра и ценности и нередко отождествляется с ними. Добро — это чувство и осознание человеком своей способности творить благо.

Явления, которые влекут разрушение общественного бытия, называются злом. Понятие «зло» в общей форме помечает то, которое является морально негативным, оказывает разрушительное влияние на человека в ее естественных и общественных проявлениях. Зло — это чувство и осознание человеком своей способности делать вред. Следует отметить, что добро и зло могут быть двумя противоположными свойствами одного и того же явления. Например, учение о микромире и его приложении в энергетике — это добро, -але угроза термоядерной войны, которая стала возможной лишь благодаря развитию физики микромира, — зло.

Добро и зло следует понимать как объективные определения определенных событий, поступков, которые могут быть конкретными историческими явлениями. При этому понятие «добро» — наиболее общее выявление духовного в человеке. Например, бытуют представления, якобы духовного вообще не существует, что дух — это выдумка порочного сознания. На основании таких взглядов человека считают утилитарным, эгоистичным существом, которое живет только материальными потребностями телесного. И такие теории вульгарного материализма опираются на реальный фактический материал. Твариноподибни люди существуют реально.

Однако противоположные факты свидетельствуют, что среди нас живут люди — носители духа, которых не устраивает бездуховная жизнь, животный уровень понимания добра, они берут на себя сложное дело утверждения духовности, свободы, волеизъявления, творчества — как высшего блага, основы творения добра. Чаще всего бездуховность проявляется в виде аморальности — разрушения моральных принципов общества. Понятия «добра» и «зла» выполняют функцию формирования чувства личной ответственности за собственные поступки.

Понятие религии

Религия осознает себя как ответ на проявление этой сущности. Большинство населения планеты Земля — люди верующие, то есть последователи тех или других религий, которых в мире очень много. Вера в сверхприродное и возможность контактов с ним — главная отличительная черта религии. Вера составляет основу религиозного мировоззрения. ее основным признаком является вера в существование сверхприродное. Религия маєопределенную структуру, которая состоит из ряда элементов: религиозные представления — это совокупность идей и образов, которые порождены верой в сверхприродное; религиозные настроения — это совокупность чувств и эмоциональных состояний, которые возникают в сознании человека в результате ее веры в сверхприродное; религиозные действа — это совокупность сурово регламентированных действий и поступков, определенных верой в сверхприродное, их называют обрядами, обрядностью или культом, то есть процессом поклонения божеству; религиозные организации — это оформлено объединение сторонников одной религии со своими профессиональными служителями культа во главе, с определенной системой подчинения (иерархией).

Религия выполняет в обществе такие функции: компенсационная — религия в воображении верующего дополняет то, чего ему бракует в реальной жизни (счастья, здоровья, жизненных благ); мировоззренческая — религия формирует мировоззрение, компенсирует недостаток знаний; интегративна — объединяет единоверцев своим учениям; регулятивная — влияет на повседневную, общественную и частную жизнь человека; апологетична — потребность в идеологическом оправдании, духовной опоре власти через религию.

Религия прошла длинный путь от первобытных культов и багатобожжя к национальным и мировым религиям. Мировым религиям свойственны такие черты: связь их возникновения со значительными поворотами истории, которые охватили огромные массы людей; космополитический характер, то есть обращение ко всем людям независимо от пола, социального состояния, этнической или расовой принадлежности; отказ от национальной специфической принадлежности, которая разделяет людей. Главным содержанием мировых религий является учение о единственном божестве — Боге, и о его творении — человеке, и взаимоотношениях между ними. К мировым религиям принадлежат буддизм, христианство, иудаизм, ислам.