Религия arrow Другие религии arrow Шаманизм


Шаманизм PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

Шаманизм - вера в особенно могучие сверхъестественные возможности древних профессиональных служителей культа.

Наиболее типичная особенность шаманизма - применение методов экстатического общения со сверхъестественными силами и в связи с этим выделения особенных лиц, которым приписывается способность такого общения.

Особенности шаманизма (шаманизм владеет следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону):

 - Шаман является избранником духов. Это значит, что шаманами становятся не за своей волей, не вследствие учебы, а за волей духа, который вселяется в шамана. Иногда встречается срок шаманская болезнь.

 - Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.

 - Шаман, как правило, не может полностью контролировать дух, который у него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами.

 - Шаман может изучать дух, опираясь на личный опыт, и складывать свои карты вселенной, которые, как правило, сугубо индивидуальные. Шаман делает экстатическое путешествие, чтобы встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношение от своей общины отыскать душу больного, которая, как считается, заблудшая далеко от тела или была похищена демонами; доставить душу умершего к ее новому убежищу; наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами. Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьет в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в другие миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и тому подобное) послужила решающим фактором познания смерти. Распространенным представлением в сибирском шаманизме является представление о троих миры: верхнему (небесному), среднему (земному) и нижнему (подземному). Шаман - человек, который, благодаря небесному избранию, способен с помощью Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практической цели, : исцеления больного, прогнозы и т. д.

Шаманство является порождением веры в существование злых духов, попытки в общении с ними использовать посредников. Приблизительно 6 тыс. Лет назад начался переход к патриархату. Основными видами производственной деятельности стали скотоводство и земледелие. Занимались этим трудом мужчины, поскольку они владели охотничьими орудиями. Главная роль мужчины в хозяйственной жизни обусловила его приоритет и в хозяйственном управлении. Необходимость удерживать людей, которые ничего не производят, и руководящая роль мужчины в обществе были воплощены в шаманстве.

 

Черты


1. Появление профессиональных служителей культа.

Впервые в истории религии возникла группа людей, какие средства для существования в значительной степени или полностью добывали за счет выполнения религиозных обрядов. Хотя в лице шаманов заявило о себе духовенство, церкви еще не было. Шаманы не имели собственной организации, а действовали в рамках родоплеменных структур, подчиняясь вожакам рода и племени.

2. Выделения главного объекта религиозного поклонения - шаманских духов. По представлениям давних людей, эти духи служили шаману, выполняли его волю, помогали познавать тайны, бились с злыми духами.

3. Главная роль мужчины в религии. В представлении тогдашнего человека количественно духов-женщин вытеснили духи-мужчины. Среди профессиональных служителей культа были и женщины, но с распадом родового строя их становилось все меньше.

4. Использования истерических нападений как средств выполнения религиозных обрядов. У многих народов шаманы входили в экстаз и доводили себя до нервных нападений, которые приводили к психическим заболеваниям. Часто именно душевнобольные становились шаманами через свою необыкновенность и ограниченную способность к общественное полезного труда.

5. Использования обманных действий как средств выполнения религиозных обрядов. Религия возникла без любого обмана. И только на стадии шаманства к несознательному одурманиванию добавился сознательный обман, который стал в то же время и средством от правлення религиозных обрядов, и одной из дополнительных причин сохранения религиозности. Некоторые народы Азии, Австралии и Америки и теперь находятся под воздействием шаманства.

Во всех современных религиях существуют элементы шаманства; профессиональные служители культа, представления о том, что священники находятся в особых отношениях с миром духов, что главные представители сверхъестественного мира - мужского пола, экзальтация и тому подобное.

 
« Пред.   След. »