Религия arrow Православие arrow Православная духовная практика


Православная духовная практика PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 

Таинства


Согласно православному богословию, цель христианской жизни - это достижение мистического единения человека с Богом ("теозис"). Единение понимается одновременно как коллективное и индивидуальное. Св. Афанасий Александрийский писал относительно Боговоплощение, что "Он (Иисус) стал человеком, чтобы мы могли стать богом". Вся жизнь Церкви сориентирована, чтобы сделать это возможным и облегчить этот путь.

В Православной Церкви термины "Таинство" или "Таинства" относятся к этому процессу единения с Богом. Считается, что Бог может сделать что-нибудь немедленно и невидимо, также считается, что он обычно использует вещественные субстанции как посредников для достижения людей. Ограничение в этом зависит от людей, а не от Бога. Материя не считается злом в Православии. Вода, масло, хлеб, вино и тому подобное, все это используется Богом, чтобы помочь людям приблизиться к нему. Как этот процесс происходит во время Таинства человеческими понятиями выразить невозможно, считает Православная Церковь. Хотя Таинства преисполнены молитвами и символикой, но они имеют реальную силу и потому их истинное значение нельзя забывать.

В Православии выделяют семь основных Таинств. Однако это число не ограничивается так сурово, как в католицизме и протестантских группах - часто к Таинствам относят и некоторые другие. Основные Таинства - это Святое Причастие (наиболее прямое сочетание с Богом), Крещение, Миропомазание, Исповедь, Єлеосвячення (Соборование), Брак и Рукоположення (Священническое). Изредка "Таинствами" называют другие свещеннодействия и обряды - пострижение в монахе, освящение воды, пост, раздачу милостыни и тому подобное (однако более распространенным для них является название "обряд").


Крещение


Крещение - это таинство, которое превращает старого грешного человека в новую и чистую. Бывшая жизнь, осуществленные грехи и ошибки исчезают и душа человека становится словно чистая доска. Через крещение человек присоединяется к Телу христовому, становится членом Православной Церкви. В течение службы вода благословенна. Хрещуваного полностью погружают в воду трижды в честь Святой Троицы. Это рассматривается как смерть "старого (ветхої) человека" через участие в распятии и захоронении Христа и возрождение к новой жизни в Кресте через участие в его воскресеньи. В крещении человеку дается новое имя.

Деть в православных семействах обычно крестятся вскоре после рождения. Обращенные к Православию (даже навернутые из других христианских деноминаций) принимаются в Православную Церковь через крещение. Если те, кто оставили Православие и приняли другую религию, возвращаются к своим православным корешам, то они обычно принимаются к Церкви через таинство миропомазания. Новая практика принятия навернутых из некоторых других христианских конфессий (что были крещены там) через миропомазание по принципу ікономії нет общепринятой в Православной Церкви.

Таинство крещения звершується епископами и священниками. Однако в крайних случаях (опасность для жизни) любой член Православной Церкви может осуществить крещение. В таких случаях, если лицо переживет опасность, она обычно правильно крестится священником кое-что впоследствии. Это не считается вторым крещением, и персона не воспринимается как еще не православная, - это является лишь довершением правильной формы осуществления таинства.

Процедура таинства крещения, которое осуществляется в православных храмах, остается почти без изменений больше 1500 лет. Этот факт удостоверяется св. Кириллом Єрусалимським (пом. 386), который, в своей "Проповеди на Таинство Крещения" описывает практически такую же службу, которая имеет место в Православии в настоящее время.


Миропомазание


Миропомазание (что зовется также конфирмация) - это таинство, в котором крещенному лицу предоставляется дар Святого Духа через помазание Святым Миром. Обычно миропомазание осуществляется сразу после крещения как часть одной службы, но оно также применяется для принятия назад бывших членов Православной Церкви. Таким образом, как крещение является участием человека в смерти и воскресеньи Христа, миропомазание является участием человека в восхождении Святого Духа в день Пятидесятницы.

Крещенный и миропомазаний православный христианин является полноценным членом Церкви и может принимать Евхаристию, независимо от своего возраста.

Святое Миро может приготовить любой епископ в любое время, но привычно оно готовится лишь раз в году. Как правило тогда, когда синод или собор епископов собирается на ежегодное заседание. Некоторые автокефальные церкви получают свое Миро от других. Миропомазание в давние времена заменялось возложением рук, что описано в Новом Завещании.


Исповедь


Православные христиане, которые совершили грехи, но раскаиваются в них, и желают примириться с Богом и возобновить чистоту своего первобытного крещения, сознаются (исповедующиеся) в своих грехах Богу в присутствии духовного наставника, который предоставляет советы и направляет человека, чтобы помочь ей побороть грех. Парафиальные священники обычно выполняют функции духовных наставников (духовников), но таким наставником может быть кто-либо, как мужчина, так и женщина, при наличии благословения епископа на принятие исповеди. Духовники верующими избираются очень осторожно, поскольку раз, избрав духовника, его не принято изменять. После признания в грехах вслух (исповеди), священник читает над человеком, который искренне покаялся, молитву, которая освобождает ее от грехов.

Грех не рассматривается Православием как пятно на душе, которое следует очистить, или как нарушение закона, который должен быть исправлен карательным приговором. Грех воспринимается как ошибка, которая сделана личностью, которая является удобным случаем для духовного роста и развития. Наложение епітимії (наказание), если духовный наставник считает ее необходимой, никогда не бывает формальным, а должно быть направленным к человеку с учетом ее личной проблемы, способствовать более глубокому пониманию совершенной ошибки и путей ее преодоления. Хоть это звучит сурово, но в Православии широко распространено временное отлучение от Причастия. Требуется очень высокий уровень душевной чистоты для осуществления Причастия, потому тяжелые грехи делают необходимым для личности воздержаться от него на определенное время. Исповедь и покаяние является обязательной, чтобы человек поднялся до приемлемого для Евхаристии духовного уровня (хотя полностью достойным не может быть никто). Поскольку полноценное членство в Церкви предоставлено детям, даже для малых детей исповедь не является редкостью. Она лишь должна учитывать, что их вина намного ниже, чем у старших детей, хотя их способность к духовному росту не меньшая. В Украинской Православной Церкви, кроме редких случаев, не принятая исповедь детей приблизительно до семи лет (точнее, до времени их осознания своих поступков и грехов).


Евхаристия


Евхаристия (Святое Причастие) - это центр Православного Христианства. На практике это употребление Тела и Крови Иисуса Христа посредине Божественной Литургии членами Церкви. Православные верят, что хлеб и вино действием Святого Духа становятся истинным Телом и Кровью Иисуса Христа. Православная Церковь никогда точно не описывала как именно это происходит и не удавалась в детали, как это делали Римо-католическая и протестантские церкви. Доктрина о переходе субстанции (transubstantiation) была сформулирована уже после Большой Схизмы и Православные Церкви никогда официально ни принимали ее, ни отрицали, предоставляя преимущество простому определению, что это "Таинство".

Причастие подается лишь крещенным, миропомазаним православным христианам, которые готовились к нему с помощью поста, молитвы и исповеди. Священник дает Дары лицу, которое причащается, ложкой в уста прямо из чаши. Младенцев и малых детей для получения Святого Причастия подносят к чаше на руках.

В Православии существует консервативная точка зрения, что частое причастие является духовно опасным, поскольку приводит к нехватке благоговения и набожности перед принятием важнейшего Таинства, а это может навредить душе. Однако, многие духовные наставники защищают частое причастие при условии сохранения надлежащей подготовки к нему и духовного внимания. Частое принятие Даров является более распространенным в настоящее время, чем в течение нескольких предыдущих веков. Это является попыткой возродить давнюю традицию, ведь в ранней Церкви верующие причащались на каждой Литургии, где присутствовали.


Елеосвящение


Елеосвящение (что зовется также соборованием), одно из семи главных таинств Православной Церкви. Таинство более распространено в Православной Церкви, чем в Римо-католической (до последнего времени). В обеих Церквях сегодня оно предназначается не для умирающих или тяжелобольных, а для всех, кто нуждается в духовном или физическом исцелении. В Православии оно предлагается ежегодно в Большую Среду для всех верующих. Оно также предоставляется и в другие дни поста, или в любое время когда священник видит его необходимость для своей паствы.


Брак


Брак в Православной Церкви рассматривается как действие Бога, в котором он освящает объединение двух людей в одно целое. Это сочетание рассматривается как милость Бога. Главное задание браку - взаимная утеха и помощь двух людей. Хотя продолжение и сохранение рода считается важным, но значительно важнее является связь любви между двумя личностями, как отражение нашей первобытной связи с Богом (теозису). Развод редкое явление в Православной Церкви (среди практикующих православных). Церковь признает, что случаются ситуации, когда супругам лучше разделиться. Разрешение на повторный брак зависит от решения епархиального епископа. Обычно вдовцы могут жениться во второй раз, как и отдельные разлучены. Мужчине не позволяется быть священником, если он или его дружина были разлучены. Если лицо вступает в брак во второй раз после развода, таинство совсем другое - оно содержит покаянные молитвы относительно первого разрушенного брака. Второй брак уже не считается полноценным, это снисходительность к человеческой слабости, чтобы уберечь человека от греха вне брака. В отдельных случаях допускается также третий брак, но четвертый уже запрещен - он рассматривается как грех, что несовместимый с пребыванием в Православной Церкви.

Таинство брака в Православии состоит из двух отдельных частей: обручений и венчания. В прошлом эти две части были разведены во времени, часто между ними проходили годы, но в настоящее время они обычно возводятся в одно чинопослідування. Обручения включают обмен перстнями, свадебную процессию, заявление о намерениях (просвещает в любви) и зажиганиях свеч. Венчание включает чтение из Святого Письма, собственное венчание (благословение венцами), благословение общей чашей (будущие супруги пьют вино из общей чаши), танец Исае (новобрачный и новобрачная трижды обходят вокруг аналою) и снятие венцов. В таинстве нет обмена обетами. Произносятся ожидания выполнения обязательств, положенных на супругов, и всех обещаний, какие они дали друг другу частно. Завершается таинство приветствиям супругов.


Священничество


Таинством священнического называется рукоположення мужчин в разные духовные чины Церкви (святит, хиротония). От своего основания Церковь распространилась разными территориями и в каждом месте апостолы и миссионеры рукополагали из местных епископа (гр. "надзиратель"), который возглавлял общину. Были еще другие духовные чины - пресвитер (гр. "старший"), что в украинской стал зваться "священник", и диакон (гр. "служитель"). Существовало много административных чинов среди клиру, что носили дополнительные титулы. В греческой традиции, епископы, которые возглавляли давние кафедры назывались митрополитами, а главный епископ в Греции зовется Архиепископом. В славянской традиции употребления сроков обратное. Священники (иереи) могут быть протоиереями, благочинными, архимандритами, протопресвітерами. Диаконы могут быть архидиаконами или протодьяконами. Диакон служит как ассистент священника или епископа. Существуют также низшие чины иподиакона и чтеця.

Православная Церковь всегда позволяла священникам и диаконам быть женатым, при условии, что брак заключен к посвящению (по крайней мере, в случае священников). Считается, что парафиальные священники должны быть женатыми, поскольку они живут в обычном обществе (то есть, "в миру", а не в монастыре). Овдовевшие священники не могут жениться во второй раз (это возможно лишь после складывания сана). Они остаются священниками в целібаті, или принимают монашеский постриг. Вдовы священников, которые не вышли замуж во второй раз, часто тоже принимают постриг в монастырях, когда их дети вырастают. Епископы в современной Православной Церкви должны быть неженатыми (в целебате). В ранней Церкви допускался женатый єпископат, но позже это отменили по практическим соображениям, чтобы епископ не был ничем связанный и мог полностью отдаваться своему служению. Хотя Православие признает полное равенство мужчины и женщины перед Богом (Гал. 3:28), лишь мужчины, которые достаточно подготовлены и не имеют канонических препятствий, могут быть посвящены у епископа, священника или диакона. Хотя в ранней Церкви существовал чин диаконисс, которые готовили к Крещению и другим таинствам женщин, в настоящее время потребности в нем нет.

 
« Пред.   След. »