Христианство

Христианство — одно из направлений единобожия, который вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамичных религий. Рядом с исламом и буддизмом входит в тройку самых распространенных мировых религий. Характерной особенностью христианства, которая отличает его от других направлений единобожия есть вера у Иисуса Христа, как воплощение и проявление Бога ради спасения всего человечества и человеческого общества и установки в истине. В отличие от христианства ислам и иудаизм не признают Иисуса Христа как одну из ипостасей Всевышного.

Христианство зародилось на Востоке Римской империи (в Палестине) в I ст. н.е. Основателем считается Иисус Христос. В наше время христианство является одним из самых распространенных в мире вероучений — его придерживает больше четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире за географическим распространением, то есть почти в каждой стране мира есть хотя бы одно христианское общество.

Римско-католическая Церковь в России

Католическая церковь в России насчитывает свыше 700 тысяч верных и представленная четырьмя епархиями римо-католической церкви с центрами в Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске, а также русской греко-католической церковью.


Княжеские сутки и московское царство


Истоки католицизма в России достигают времен Киевской Руси. И к и после принятие христианства Владимиром Святославичем Русь поддерживала контакты с представителями не только Восточной, но и Западной Церквей. Вероятно, первым западным епископом, которые побывали на Руси, был Адальберт Магдебурзький, который был послан в Киев в 961 году по просьбе княгини Ольги, а 1007 году князь Владимир 1007 тепло принимал немецкого миссионера св. Бруно Кверфуртського. Значительное распространение на Руси получил культ св. Климента, мощи которого найдены в Херсонесе братьями Кириллом и Мефодием, этот культ противостоял курсу на разделение церквей, ключевым событием которого стал большой раскол 1054 года.

Разный подход к Римо-католической церкви князей южных и северных русских земель впервые ярко проявился в середине XIII века, когда русские земли очутились под угрозой татаро-монголського нашествие. В середине 1240-х годов Папа Иннокентий IV интенсифицировал попытки наладить дипломатический контакт с русскими князьями, рассматривая их как возможных союзников в борьбе с татарами. Однако, если с Данило Галицкий в 1254 году принял из рук папы Иннокентия королевскую корону в обмен на обещанную военную помощь в борьбе с татарами, то Александр Нева отказался идти на союз с Римом, отдав преимущество порабощению Руси татарами. Сегодня многими россиянами этот поступок рассматривается как «защита от аргесии Запада».

После ликвидации татаро-монгольского ига римо-католицька церковь неоднократно пыталась преодолеть церковную схизму, однако среди московских князей эти попытки не имели успеха. В частности митрополит Киевский и всей Руси Исидор, подписавший Флорентийскую унию 1439 года в Москве был осужден на соборе русского духовенства и заключен. В дальнейшем враждебное отношение к католицизму в Московском царстве усиливалось в результате войн с католическими Лівонським орденом и Вещью Посполитой. Еще больше усилился неприязненное отношение к католицизму после вмешательства польских магнатов в период Смуты в начале XVI века и царствование Владислава IV на Московском престоле.


Русская империя


Изменение политики России по отношению католической церкви состоялось во времена Петра I, который вел прозападное направление политики страны, и пригласил к стране большое количество иностранцев. В результате в ряде русских городов впервые появились католические церкви и монастыри, в частности в Москве, Санкт-Петербурге и Астрахани.

В царствование Екатерины II, в результате разделений Вещи Посполитой в состав Русской империи вошли территории со значительным католическим населением. Отношение к католикам латинского обряда на территории Царства Польского было в целом терпимым, однако католики византийского обряда поддавались репрессиям с целью заставить их перейти в православие. В 1773 в для католиков латинского обряда была создана Могилевська епархия, в 1782 году преобразованная в архиєпархии.

Доброжелательно к католичеству относились русские императоры Павел I и Александр I. Павел дал в Петербурге убежище изгнанным из острова Мальты рыцарям католического Мальтийского ордена и сам согласился на избрание себя протектором Ордена. Он же учредил в России отдельную Могилевську митрополию.

В XIX веке с подавлением антироссийских восстаний многие поляки, литовцы и белорусы были высланы в Сибирь и другие отдаленные регионы империи. Образованных католических диаспор в русских городах получало право на возведение католических храмов. Именно во второй половине XIX века были построены большинство католических церквей на территории России. Из-за того, что ядром католических общин были, как правило, польские ссыльные, эти храмы часто называли «польскими костелами».

Невзирая на запрещение переходить в католичество для россиян, в XIX веке в Католическую церковь перешла большая группа русской дворянской интеллигенции, наиболее известные декабрист М. С. Лунин, князе І. С. Гагарин, В. С. Печерин, Д. Д. Голіцин, З. А. Волконська, Н. А. Толстой, І. М. Мартинов и другие.


XX век


В 1905 в Николай II выдал Манифест об укреплении начал веротерпимости, что вызывало новую волну переходов в католицизм. Католиками стали князь Белосельской, целая плеяда православных священников. По официальной статистике в период с 1905 по 1909 233 тысячи человек перешли из православия в католичество, в основной массе они стали греко-католиками. в 1911 году в Москве было закончено строительство Собора непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, что стал наибольшим католическим собором страны. После Лютневой революции был созданный экзархат русских католиков византийского обряда.

Приход к власти коммунистов в результате Октябрьского переворота 1917 года открыл трагическую страницу истории католической церкви в России. Согласно декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918) все религиозные организации, в том числе и католические парафии, избавлялись имущественных прав, церковная собственность объявлялась «народным приобретением». Католические священнослужители испытывали преследования, в частности 21-26 марта 1923 года в Москве проходил процесс над 15 священнослужителями во главе с епископом Яном Цепляком, которые были осуждены к расстрелу (позже однако приговор был заменен заключением).

До 1935 года на территории СССР насчитывалось не больше 16 католических священников, до конца тридцатых годов на территории РСФСР оставались только два действующих католических храма — св. Людовик в Москве и Лурдської Богоматери в Ленинграде, другие церкви были закрыты. Они получили статус «церквей при французских посольствах», и их деятельность как «церквей для иностранных дипработников» тщательным образом контролировалась властью.

Преследование католиков распространялось и на другие республики, которые входили в состав СССР. В частности в 1946 году был инсценирован так называемый Львовский собор, который запретил деятельность Украинской греко-католической церкви, также были уничтожены и структуры Белорусской греко-католической церковь.

Гонения на католическую церковь были прекращены лишь после прихода к власти Михаила Горбачева. В ходе его визита в Ватикан 1 декабря 1989 была достигнутая договоренность об установлении дипломатических отношений между Святым Престолом и СССР. Дипломатические отношения на уровне постоянных представительств между Святым Престолом и Россией

были установлены в январе 1992 года, в декабре 2009 года повышено до уровня посольств.


Современность


По данным на 2005 год на территории России функционирует 426 парафий, четверть из них не имеет храмных зданий. Организационно парафии объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

* Архиепархия Божьей Матери в Москве

* Преображенська епархия в Новосибирске

* Епархия святого Иосифа в Иркутске

* Епархия святого Климента в Саратове

Католическая церковь в России остается объектом неприязни со стороны Русской православной церкви. РПЦ считает преградой для диалога прозелітизм католиков на своей так называемой «канонической территории», а также «экспансию греко-католиков», причем не только в России, но также в Украине и Казахстане. Сложные отношения римо-католической и русской православной церквей остаются причиной того, что Папа Римский ни разу не посещал Москву

Римско-католическая Церковь в Украине

Римско-католическая Церковь в Украине — церковь латинского обряда в Украине, которая является составной частью Католической Церкви.

На 2007 год Римско-католическая Церковь в Украине насчитывает 7 диецезий (Львовская архидиецезии, диецезии Киевско-житомирская, Каменец-подольская, Луцкая, Мукачевская, Харьковско-Запорожская и Одесско-симферопольская), 804 парафии, имеет 12 епископов и 3 Высшие духовные Семинарии (Львовская, Киевско-Житомирская в Ворзеле и Каменец-Подольская в Городце).

Информационным офисом Римско-католической Церкви в Украине, которая сотрудничает с отечественными и заграничными государственными и коммерческими СМИ, является Католический Медиа-центр.

Традиционно распространение христианства на Руси связывают с именем св. Апостола Андрея, который в И ст. проповедовал у скифов. В древнерусской летописи есть упоминание о его путешествии по Днепру. Провозглашая Евангелие на побережьи Черного моря, Апостол Андрей заложил также церковные общины и среди южных славян. Но те церкви уничтожили кочевые племена готов в ІІІ ст. Сохранились христианские общины лишь в Крыму. Их закрепил в конце I ст., находясь там на ссылке ученик и преемник св. Апостола Петра Папа Римский Климент I. Будучи каторжником, он начал проповедовать сначала среди рабов-греков, впоследствии учение Христа стало доходить и к восточным славянам. Папа Климент I погиб в 100 г. в Крыму мученической смертью. В 860 г. его мощи нашли св. Кирилл и св. Мефодий и привезли в Рим.

Труд греческих и латинских миссий дал свои плоды. Первым князем-христианином на украинских землях считают киевского князя Аскольда, который был окрещен в 867 г. На могиле убитого Аскольда построена церковь св. Николая, который может свидетельствовать о том, что христианским именем Аскольда было Николай. Есть основания считать, что князь получил свое имя в честь Папы Римского Николая I, который проводил активную политику по делу крещения славян и благословил переводы Библии, осуществленные Кириллом и Мефодием на славянские языки.

К середине X ст. во времена князя Игоря христианская община увеличилась, даже строились церкви. В 954-955 гг. славянские миссионеры окрестили вдову Игоря княгиню Ольгу. Она отправила послов в немецкого императора Оттона I с просьбой прислать на Русь епископов и пресвитеров. В 960 г. был назначен епископом Руси Либутий из Могунтського монастыря св. Албана. В 961 г. он умер, и того же года в Киев прибывшая немецко-латинская миссия во главе с архиепископом Адальбертом (провозглашенный святым) из Тревірського монастыря. Внук Ольги князь Ярополк в 974 г. выслал послов к Оттона II, а в 977 г. направил послов к Папе, а Папа Бенедикт VII — своих послов к Ярополка. Это было первое посольство из Рима на Русь. В Киеве была основана латинская дієцезія во главе с архиепископом Боніфацієм (провозглашенный святым), которая просуществовала до 979 г.


Крещение Киевской Руси


В 988 г. князь Владимир окрестил Русь. Хотя во времена Владимира Киевская митрополия была дочерней церковью Царгородського патриархата, Церковь на Руси все же стала частью Вселенской Церкви. Об этом свидетельствуют посольства из Рима, которые привезли мощи святых Климента и Тита в Корсунь к князю Владимиру в 988 г. После крещения, уже в 991 г. — новое посольство от Папы Иоанна XV, в 1000 г. — послы Папы Сильвестра II привезли мощи католических святых Віта, Аполінарія, Бенедикта и др. для церквей, которые массово строились на Руси.

Христианство укрепляло власть князя, превращало Русь в могучее европейское государство. Кроме церковных и политических связей с Апостольской Столицей и Западом были также и династические, основанные Владимиром и перенятые его преемниками, в частности, Ярославом Мудрым, четыре дочери которого вступили в брак с христианскими королями Норвегии, Венгрии, Франции и Германии. С Х до XIII ст. Русь признавала первенство Римского Престола, а русский єпископат даже после так называемой Большой схизмы патриарха Керулярия и разделение церквей в 1054 г., не принял ни одного постановления об отделении от Вселенской Церкви.

До конца Х ст. стали также христианскими соседние государства — Польша (в 966 г.), Богемія и Венгрия. В 1009 г. была основана Трансильвания дієцезія, одна из семи дієцезій Католической Церкви Венгрии, которая содержала в себе территорию современного украинского Закарпатья вплоть до начала XIV ст. С 1346 г., когда Закарпатье стало частью Егерської дієцезії — составной части Римско-католической Церкви Венгрии, началось строительство многих костелов не только в городах, но и в селах. У XIV ст. уже было свыше 50 храмов и нескольких монастырей, в частности, первыми в г. Береговое учредили свой монастырь

тамплиеры. Впоследствии — доминиканцы и францисканцы. Пауліни осели в г. Кишберег в 1329 г., а в 1363 г. — поблизости Тячева.


Первые диецезии в Киеве


В Киеве католиков обслуживали ирландские бенедиктинцы, которые имели свой монастырь и церковь. Активную миссионерскую работу проводили также доминиканцы. К этому ордену принадлежали епископы Герард (? — 1241), блаженный Віт (? — 1269), Генрик (1321 — 1350), Яков (? — 1377), Филипп (? — 1387), Михаил И Треска (? — 1426), Андрей Краковский (? — 1434), Михаил ІІ (? — 1439), Иоанн (? — 1451), Михаил ІІІ (? — 1487), Моисей (1507 — 1519).

И хотя латинские епископы были в Киеве уже из Х ст., первое епископство в Киеве возникло в 1321 г. за епископа Генрика. Оно обнимало территорию современных Восточной и Южной Украины, включая побережье Черного моря и часть современных Беларуси и России (территория Киевского и Черниговского княжеств и присоединенных в половецких войнах южных земель). Епископов Киевских Лібутія, св. Альберта, св. Боніфація, св. Бруно и их преемников до 1321 г. называли епископами Руси, с 1638 г. — епископами Киевскими и Черниговскими, с 1789 г. — епископами Житомирскими и Луцкими.


Первые диецезии на Западной Украине


Смерть князя Ярослава Мудрого и постепенное дробление Киевского государства повлияли на положение западноукраинских земель. В 1199р. волынский князь Роман Мстиславич объединил Галичину и Волынь в одно государство. Он успешно воевал с половцами и другими врагами и присоединил Киев к Галицко-волынскому государству. Не отвечают действительности утверждения некоторых историков о том, что Роман был противником Рима. Много источников утверждают о католической ориентации князя Романа (его иметь, дочь польского короля, и дружина были католичками).

Папа Иннокентий III через кардинала Григория в 1207р. предлагает Галицко-волынскому государству тесные контакты, пытаясь объединить восточноевропейские народы с Римом. В своих листах Папа Гонорий III в 1227р. но Папа Григорий IX в 1231р. призывают украинских князей переходить на латинский обряд. В 1228р. в Галичьих поселились доминиканцы, а в 1235р. к Перемишля прибывают францісканці и закладывают свой монастырь.

После татарского нашествия, которое началось 1239р., Запад гуртує противотатарскую коалицию, где особенную роль отводит Украине, и, в частности, князю Данилові Галицкому. В 1253р. Папский легат Опизо из Мезано привез корону от Иннокентия IV и Данила была коронована на короля в Дорогичині. Князь с епископами сложили присягу, а Папа гарантировал нерушимость византийского обряда. Татары, узнав об этом, опять бросили орды на украинские земли, но Данила отбила их нападение. Но через три года, в 1256р. Данила по требованию татар порывает связи с Римом, а Папа передает католиков, какие жилы на Красной Руси, под юрисдикцию Люблинского епископа, который имел генерального викария в Володимире-Волинском.

Украинские земли в XIV — XV в. в результате упадка собственной государственности попадают в зависимость от соседних государств. Великое Литовское княжество поглотило Волынь и центральные украинские территории по обоим берегам Днепра. Потеряв свою династию, в 1340р. Галичина перешла под власть Польского королевства. В течение последних десятилетий XIV ст. и на протяжении XV ст. северо-восточные земли подпадают под все больший контроль Московского княжества.

В 1359р. основана первая латинская дієцезія во Львове. Но первый Львовский латинский епископ Тома во Львов так и не доехал. В 1367р. уже существовала Галицкая дієцезія, которую возглавлял епископ Кристин (умер в 1370р.) и который посетил Львов первым из латинских епископов. В 1375р. Папа Григорий XI буллой «Debitum pastoralis offici» от 13.02.1375р. окончательно учредил латинскую митрополию и архидиецезию в Галичьих, а в 1412р. ее осідок перенесено из Галича во Львов (булла ‘In eminenti specula’ от 28.08.1412р.). Первым митрополитом в Галичьих был архиепископ Матвей (1375 — +1380рр.), немец, который знал украинский язык. После него Галицкими митрополитами были еще три архиепископа: Бернард (1384-1390рр.), бл. Якуб СТРЕПА (1391-1409рр.), который провозглашен святым в 1790р., но Николай ТРОМБА (1410-1412рр.).

Создаются епископства в Луцке (1412р.), Холме (1417р.), Володимире-Волынском (1428р.) и в Камянце-Подольском (1440р.). На начало XV ст. латинская митрополия в Украине была сформирована.

После крещения Руси в течение ХІ-ХІІст. Киевская митрополия постепенно обняла все восточнославянские земли, выводя их на церковную орбиту Византии. Но Киевская Русь оставалась открытой и для других влияний. Географическое положение предопределяло контакты через торговлю, военные действия и дипломатические отношения с Евразийской степью, балтийским Севером, католическим Западом. В средневековьи Киевские митрополиты и князья Русые контактировали с Римской Церковью. Митрополиты присутствовали на соборах в Лионе (1245р.) и Констанці (1418р.). Архиепископ Петр Акерович вместе с Папой Іннокентієм IV отправлял в Лионе Службу Божью. Митрополит Киевский Григорий Цамблак, не признанный Царгородським патриархом, с делегацией в 300 лиц брал учась в соборе в Констанці. Церкви, которые проповедовали Евангелие, понимали, что их раскол противоречит воле Творца. Вот почему сразу после раскола 1054р. были попытки достичь взаимопонимания и развязать спорные вопросы между восточным и западным христианством. Флорентийская уния 1439р. знаменовала временное примирение, которое было одобрено Папой и Царгородським патриархом.


Флорентийская уния


В 1458р. давняя Русская митрополия поделилась на Киевскую и Московскую. Папа Пои ІІ провозгласил грека Григория архиепископом Киева, Львова и всей Малой Руси. Пределы Григорієвої юрисдикции включали 6 епархий в Великом княжестве Литовскому (Черниговская, Смоленская, Полоцкая, Туровская, Луцкая, Владимирская) и 3 епархии в Польском Королевстве (Перемиська, Холмська, Галицкая). Папская булла также засвидетельствовала, что Рим не имеет никаких иллюзий относительно перспектив Флорентийской унии в Большой Руси под ‘схизматичним правлением Йони Московського’. Из 1458р. к 1596р., к Берестейського собора земли Киевской митрополии совпадали с границами династический объединенных государств — Польши и Литвы. И хотя Флорентийская уния для Византийского и других восточных патриархов была большим достижением (потому что знаменовала сочетание с Римской Церковью), для Украинской Церкви она была менее успешной. Главные причины неудачи — политическое давление и неблагоприятная церковная ситуация, в частности, получение турками Царгорода в 1453р. но автокефалия Московской церкви и распространение ее юрисдикции на украинские территории.


Берестейська уния


Целью Берестейской унии в 1596 г. было объединение Киевской Православной Церкви с Римским Престолом. От латинской стороны идею унии поддержали иезуиты Петр СКАРГА, Антонио ПОССЕВИНО, Апостольский Нунций. Булла Климента VIII «Большой Господь» подтвердила административное и церковное решение Киевского митрополита Михаила Рогози об унии Римско-католической Церкви и Киевской православной митрополии в пределах Польсько-литовської государства. Собор в Бересте вызывал сопротивление некоторых Православных Церквей. В 1620 г. патриарх Иерусалимский Феофан ІІІ тайно рукоположил 7 православных епископов с митрополитом во главе для всех епархий, которые уже занимали униатские епископы. Переяславским договором гетмана Богдана ХМЕЛЬНИЦКОГО с Москвой в 1654 г. Украину преданно под протекторат Москвы. Раздел Польши в XVIII в. для территорий, которые отошли в Россию, означал гибель унии. Для униатских епископов на австрийской территории в XVIII ст. Папа Римский учредил специальную церковную провинцию Галич.

Идея объединения церквей двух обрядов дала пример подвижничества — жизнь и мученическую смерть полоцкого архиепископа Йосафата КУНЦЕВИЧА, убитого в 1623 г. фанатиками в Витебске. В 1643 г. Урбан VIII провозгласил мученика Йосафата блаженним, а Пои IX в 1867 г. — святым. Йосафат КУНЦЕВИЧ — единственный общекатолический украинский святой. Его мощи в 1916 г. были найдены на Холмщині и привезены в Вену, где находились до 1944 г. в церкви св. Варвары, а потом перевезенные в Рим к собору св. Петра.

Римо-Католическая Церковь

Римо-Католическая Церковь — (лат. Ecclesia Catholica Romana) — институт католической Церкви латинского обряда (частично амвросианського, лионского и мосарабського) с центром в Ватикане во главе с Папой Римским, который есть ее земным председателем. От других церквей Римо-Католическая церковь отличается организационной централизованостью и наибольшим числом сторонников (около четверти населения мира в 2004 г.); неформально и чаще всего именуется просто Католической церковью. Соответственно традиции, характеризуется четырьмя отличными признаками (англ. notae ecclesiae): единственная, святая, вселенская (что и означает слово католическая), и апостольская.

Главные моменты учебы Римо-католической церкви изложены в Апостольском, Никейском и Афанасиевском символах веры, а также в декретах и в канонах Ферраро-флорентийского, Тридентського и I, и ІІ Ватиканских соборов. Обобщенная доктрина изложена в «Катехизисе».

После раскола с восточными православными церквями в 1054, (лат. filioque) римский католицизм стал единственной духовной властью в западной Европе. Церковные деятели имели большой политический и духовный авторитет, процветало монашество. Напочатку 16 века растущая волна протестантизма выявила потребность немедленных реформ внутри церкви: Собор в Тренті (1545-1563) созван для обсуждения этих реформ, широко определил сегодняшний догматичный, дисциплинарный, и литургический характер римо-католицизму, хотя важные изменения основаны и введены на втором Ватиканском Соборе. В целом римо-католики полагаются больше на традицию и авторитет, особенно относительно толкования Библии, чем большинство протестантских церквей.

Организация церкви является высокоцентрализованной и иерархической (см. кардиналы, Римская Курия) и решения папы усиливаются доктриной безошибочности (при провозглашении торжественных утверждений «ex cathedra» по вопросам веры, промульгованою в 1870 году. Другие принятые доктрины включают трансубстанцію и чистилище. Количество таинств были закреплены до семи из 12 века. Почитання Девы Марии, которое процветало в Средние Века, испытало значительное возрождение в 19 веке; поощряется тоже ушанування святых и поклонения им. Отделка церкви, музыка, и культовая одежда более развиты, чем в протестантских церквях. К середине 20 века латынь оставалась единственным языком богослужения.

Римо-Католицизм распространился по мире благодаря активным миссионерским усилиям по 16 веку  — и является в настоящее время самой многочисленной христианской деноминацией. В мире Католическая церковь традиционно хранит свое влияние.

Римско-католическая Церковь в Японии

Римо-католическая Церковь Японии — составляющая всемирной Римо-католической Церкви под духовным проводом Папы Римского. Насчитывают приблизительно 500.000 верных, что складывает близко 0,5% общего населения Японии. Имеет 16 диоцезий, среди которых 3 арихдиоцезии. Епископы формируют Конференцию католических епископов Японии, которая фактически руководит Цеквою на месте.

Действующий апостолький нунций в Японии — итальянский архиепископ Альберто Боттари где Кастелло. Он является одновременно послом Ватикаку в Японии и делегатом-надзирателем в Римо-католической Церкви Японии.

История католицизма

История

Характерные черты католицизма формировались в условиях жизни поздней римской империи и большого переселения народов, когда в результате разрушения античных мировых порядков зарождалась новая цивилизация. Формирование католицизма как направлению христианства происходило в течение веков, с тем что основой всей деятельности западной церкви — это попытка объединить христиан под властью папы и обеспечить верность христовой церкви.

Согласно доктрине самой Католической церкви, Католическая церковь была «о ‘представленная в прообразах уже от начала мира, странно уготованная в истории Израильского народа и в Старом Завещании и основанная в последние времена, появилась через излияние Святого Духа и получит славное завершение в конце веков».

Так же, как Ева была создана из ребра заснулого Адама, Церковь родилась из пронизанного сердца Христа, который умер на Кресте.

I тысячелетие

В течение иV — VIII доктрина, культ и правовые принципы католицизма оформлялись на «Вселенских соборах», среди которых, — Первом Никейском, Первом Константинопольском (381), Ефесском (431), Халкедонський (451), Второй Константинопольский (553), Третий Константинопольский (680-681) и Второй Никейский (787).

Сложный процесс формирования доктрины сопровождался расколами церкви и выделением отдельных доктринальных течений, которые объявлялись на Вселенских соборах єресями и осуждались. Становление христианской доктрины проходило в полемике с другими религиозными юдаїзмом, гностицизмом, докетизмом, манихейством и другими течениями. Были признаны ошибочными неортодоксальные взгляды на Святую Троицу такие как арианство, несторианство, монофизитство, монотелетизм и другие.

Католицизм формировалась постепенно в результате ассимиляции элементов эллинистической и римской культуры. Это повлекло к многочисленным конфликтам внутри Церкви. С христианским приматом Рима не соглашалось много епископов Востока и восточноримських императоров, что впервые ярко проявился на Трулльському соборе (692). Расхождения стали углубляться во времена патриарха Фотия, который объявил еретическим формулировку «филиокве» и окончательно были развязаны Расколом христианской церкви 1054 года, который разделил христианскую церковь на два основных
течения — католицизм и православие, а сам термин «католический» начал касаться лишь западной ветки христианства.

II тысячелетия

В следующие века Католическая церковь неоднократно осуществляли попытки преодолеть восточную схизму, в частности на Лионском (1274) и Флорентийском (1438) соборах, однако эти попытку каждый раз испытывали неудачи. Зато в XVI веке католицизм испытал дежурную волну раскола, вызванную Реформацией — движением за обновление христианства. Реформация стала реакцией на ряд негативных явлений, которые имели место в католической церкви в предыдущие века и привела к выделению новых веток христианства, обычно очерчиваемых сборным сроком протестантизм — лютеранский (Мартин Лютер, 1517), англиканство (король Генрих VIII, 1534) и кальвинизм (Жан Кальвин, 1536), что распространились главным образом в Германии, Англии, Нидерландах и Скандинавских странах.

Ответом на реформацийний движение со стороны Католической церкви стала Контрреформация, в ходе которой Церковь осуществила ряд важных внутренних реформ. Были основаны первые семинарии для повышения морального и интеллектуального уровня будущих священников, направленные на викоринення злоупотреблений реформы коснулись целого ряда монашеских орденов. Ряд богословских концепций были уточнены в ходе Тридентського собора.
С географическими открытиями XVI — XVII века Католическая церковь начала активную миссионерскую деятельность в странах Нового мира и в Азии. Распространение католицизма происходило также путем заключения унии между Римо-католической церковью с православными сообществами, наиболее значимой из которых была Берестейська уния (1596), в результате которой восстала Украинская греко-католическая церковь.

Большая французская революция вызывала новые трудности в истории католицизма. В 1790 была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепив за государством абсолютный контроль над Церковью. Тенденция к секуляризации наблюдалась и в других европейских странах, сопровождаясь разорением монастырей и репрессиями прости духовенства.
В XIX веке Католическая церковь испытала новый подъем. Была возобновлена католическая иерархия в ряде протестантских стран, возобновляли позиции монашеские ордена и згромадження. Первый Ватиканский собор (1869-1870 год) принял Догмат о непомильнисть Папы, который вызывал, однако несогласие части католиков, которые отделились в старокатолицизм. В то же время революционные процессы в Италии привели к созданию единого государства, ликвидации в 1870 году Папского государства и лишение Папы светской власти. Светский статус Апостольского престола оставалось неурегулированным до 1929 года, когда в результате Латеранского соглашения было создано государство Ватикан.

В XX веке Церковь поддалась жестоким гонениям в Советском Союзе, Мексике и республиканской Испании. Начиная с 20-х годов советская власть приступила к уничтожению Католической церкви в стране; были расстреляны, репрессированные и высланы из страны практически все священнослужители и активные парафияне. Во времена Второй мировой войны Католическая церковь пыталась держаться нейтралитета для сохранения жизни верующих и своей независимости. Огромное количество католических священников и монахов прошли через нацистские концлагеря, часть из них погибла, некоторые из них впоследствии канонизованы.

В послевоенное время значительным событием в истории католицизма стал Второй Ватиканский собор, декларации которого были направлены на поиск взаимопонимания с другими христианскими конфессиями и религиями. В частности Папа римский Павел IV и патриарх Константинопольский Атенагор анульовани взаимные анафемы 1054 года. Реформе поддалось также богослужение, в частности разрешено служение мессы на национальных языках. Несогласные с реформой богослужения сформировали движение католиков-традиционалистов, часть из них в 1980-х годах очутилась в состоянии раскола.

Догматы католицизма

Догматы католической церкви отличаются главный от учения православия — и имеют такие признаки:
* догмат о происхождении Святого Духа (filioque) — от Бога-отца и от Бога-сына, в отличие от православия, где признается восхождение Святого Духа прямо от Бога-отца;
* учение о чистилище — промежуточное место между раем и адом, в каком душе грешников очищаются, прежде чем получить вечное счастье у рая;
* учение о непорочном зачатии Девы Марии — рождение без греха Матери Божьей;
* догмат о непомильнисть Папы — по делам веры по вопросам веры и морали Папа Римский, как наивысший Пастор Церкви не может ошибаться.
Видминности католицизму

Другие канонические отличия, которые выделяют католицизм и другие христианские течения, :
* безбрачие всего духовенства в римском католицизме;
* перманентность священнического — священник, раз висвячений, не может оставить духовного сана;
* почетный титул кардинала, которого нет в других христианских церквях;
* запрещение расторжения брака.

Католические практики

Большую роль в католицизме играет чествование Богоматери. Характерным является и чествование разных реликвий и культ мучеников, святых и блаженних. На сегодняшний день у католиков насчитывается больше как 20 000 святых и 200 000 блаженних. В католической Церкви существуют многочисленные религиозные згромадження — монашеские ордена. Первым стал монашеский орден бенедиктинцев. К этой поре насчитывается около 140 орденов и сообществ.

Структура Католической церкви

Организационно церковь представляет собой четкую иерархию священников и епископов во главе с папой. Епископы возглавляют епархии, которые состоят из парафий. Католическая Церковь имела влияние также на политическую жизнь многих стран мира.