Особенности ислама

Основные догматы и культовые особенности ислама


1. Всевышний один (ла иллахa илла ллах — нет выше Всевышного, нет бога кроме Всевышного)

2. Мухаммад — пророк, посланный Всевышним (ва мухаммаду расулу ллахи — и Мухаммед послан Всевышним)

3. Судьба каждого мусульманина решена на небесах.

4. Вера в рай и ад.

5. Признание священной книги Коран.

Каждый мусульманин, если он здоров, не имеет долгов и имеет достаточно средств для путешествия, хотя бы один раз в жизни должен выполнить Хадж — паломничество в Мекку к мечети Аль-Харам, где находится святилище Кааба. Это одна из основных пяти обязанностей мусульман. Четыре других — исповедание веры, молитва, пост и деяние в пользу бедных. Каждый мусульманин должен молиться пять раз на день, держать пост в месяц Рамадан (днем воздерживаться от еды и не пить).


Этимология и значение


Слово ислам происходит от трибуквеного корневого с-л-м, походячи от арабского глагола Аслама, который должен значение «соглашаться, подчиняться или отказываться». Тому, ислам имеет в виду согласие и подчинение Богу, и верующие должны продемонстрировать это поклоняясь ему, следуя за его командами, и отказом от политеизма. Слово получает ряд значений в Коране. В некоторых стихах (аятах) из качества ислама, внутреннее осуждение подчеркивается: «Каждого Бог желает вести, Он расширяет свою грудь к исламу». Другие стихи соединяют ислам и арабский срок дин (обычно переводится как «религия») : «Сегодня, я усовершенствовал вашу религию (Дин) для вас; Я завершили Свое благословение вас; Я одобрил ислам для вашей религии». Другие описывают ислам как иск возвращения к Большому Богу, чем только устное подтверждение веры.


Статьи о вере


Согласно Корана все мусульмане должны верить у Бога, его откровения, в янголив, у их посланцев, и в «Страшный суд». Есть другие веры, которые отличаются от сунизму и шиизму — специфические секты. Сунизм обращается к предвизначення, шиизм обращается к божественному правосудию. Уникальное в шиизме — доктрина имамату, или политическое и духовное руководство имамив..

Мусульмане считают, что Бог откровения его завершающее сообщение гуманности передал исламскому пророку Мухаммеду через янгола Гавриила. Для них, Мухаммед был пророком финалом Божьего откровения и Коран — откровения, которые он получил больше чем двух десятилетий..

В исламе, пророки — мужчины, выбранные Богом, чтобы быть его посланцами. Мусульмане считают, что пророки есть люди и не божественные, хотя некоторые могут сделать чудеса, чтобы довести свою правду. Считается, что мусульманские пророки являются наиболее совершенными всего человеческого, и — уникальные получатели божественного откровения — каждый непосредственно от Бога или через янголив. Коран вспоминает имена многочисленных личностей, которые рассматриваются как Пророки ислама, в частности Адам, Нух, ибрагим, Муса и иса. Исламская теология утверждает, что все посланцы Бога, начиная с Адама, проповедовали сообщения через исламское мессианство волю Бога. Ислам описывается в Коране как «исконная природа, на которой Бог создал человечество», и Коран утверждает, что собственное имя Мусульманин предоставил Авраам.

Как историческое явление, ислам состоялся в Аравии в начале 7-го столетия.

Исламские тексты изображают иудаизм и христианство как традицини преемники учения Авраама. Коран обращается к евреям и христианам «Люди Книги», и отличает их от политеистов. Мусульмане считают, что части загодя выявленных священных писаний, Таура (Тора) и инджил (Евангелие), искажены — каждый в обсуждении текста.


Бог


Фундаментальное богословское понятие ислама — таухид- вера, которая есть только один Бог. Арабский срок для Бога — Аллах; большинство исследователей считают, что был получен от сокращения слов Ал-  и илах ( божество, мужская форма), имея в виду «Бога», но другие прослеживают за его происхождением к арамейськои языку Алаха.

Первый из Пяти учредительства ислама, тавгид выражен Шахада (свидетельство), которое объявляет, что нет никакого бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — посланник Бога. В традиционной исламской теологии, Бог выше всего понимания; ожидается, что мусульмане не выразительно представляют себе Бога, но будут поклоняться и боготворить его как защитника. Хотя мусульмане считают, что Иисус был пророком, но они отбрасывают христианскую доктрину Троицы, сравнивая это с политеизмом. В исламской теологии, Иисус был только человеком и не сыном Бога. Бог описывается в разделе (сура) Корана, как «Бог, Один и Только; Бог, Вечный, Абсолютный; Он ни рождений, Он ни порожден; И нет ничего подобно однинности Его».


Коран


Мусульмане считают, что Коран является буквальным словом Бога; он является центральным религиозным текстом ислама.

Мусульмане считают, что стихи Корана были поставлены в известность Мухаммеду Аллахом через янгола Гавриила во многих случаях между 610 и его смертью 6 июля 632. Коран записали соратники (Сахаба) Мухаммеда, пока он был жив, хотя главный метод передачи был устен. И сложил во времени Абу Бекр, первый халиф, и был стандартизирован во времени Усманом, третьим халифом. Коран в его фактической форме в целом рассматривается академическими исследователями, записанный со слов, Мухаммеда, потому поиск вариантов в Западной академии не нашел никаких отличий над большим значением слов и исторически дискуссия над содержимым Корана никогда не становилась главным пунктом.

Коран делящийся на 114 сур, или разделов, которые объединены, содержат 6,236 аятив или стихов. Хронологически раниши сури, изобретенные в Мекке, прежде всего обеспокоенные этичными и духовными темами. Более поздние Меддинськи сури по большей части обсуждают социальные и моральные проблемы, уместные для исламского общества.. Коран более обеспокоен моральным кодексом, чем законная инструкция, и считается записной «Книжкой исламских принципов и значений» Исламские адвокаты консультируются с записями жизни Мухаммеда, которые наполняют Коран, так и помогают с его толкованием. Наука комментария Корана и толкования известна, как тафсир.

Слово Коран имеет значение «декламация». Когда мусульмане говорят абстрактно о «Коране», они обычно имеют в виду священное писание, которое декламируется арабским языком вместо напечатанной работы или любого перевода. Для мусульман, Коран совершенен только, в оригинальном арабском языке; переводы обязательно недостаточные из-за отличий языки, ошибочности переводчиков, и невозможности сохранения оригинального инспирированного стиля. Переводы потому расцениваются только как комментарии Корана, или «интерпретацию его значения», не как Коран непосредственно…


Янголы


Вера в янголов критическая для веры ислама. Арабское слово для янголов (малак) имеет в виду «посланника», подобно его аналогу в иврите (малакх) и греческой (ангелос). Согласно Корану, янголы не владеют свободой воли, и поклоняются Богу в совершенном повиновении. Обязанности янголов включают передачу откровений от Бога, прославления Бога, записання каждому действию персон, и заберання духу персон во время смерти. Они также заботятся личными интересами людей. Коран описывает янголив как «посланников с двумя, или тремя, или чотирьма (парами): Он [Бог] добавляет Созданию, поскольку Он удовлетворяет.


Мухаммед


Мухаммед (c 570 — 6 июля 632) был арабским религиозным, политическим, и военным лидером, который учредил исламскую религию как историческое явление. Мусульмане рассматривают его не как творца новой религии, но как реставратора оригинальной, неподкупной монотеистической веры Адама, Авраама и другие. В исламской традиции, Мухаммед рассматривается как выдержка и наибольший среди исламских пророков — как мужчина наиболее совершенен, обладатель всех добродетелей.. В течение последних 23 годов его жизни, начиная с возраста 40, Мухаммед объявлял полученные откровения от Бога. Содержание этих откровений, известное как Коран, записан его учениками.

Масджид аль Набави (Мечеть Пророка) в Медина, Саудовская Аравия, могила Мухаммеда.

Сначала, Мухаммед проповидуває к людям Мекки, и умоляет их оставить политеизм, распущенность. Хотя кое-кто воспринял ислам, Мухаммед и его последователи испытали преследование со стороны власти Мекки. После 13 лет проповедования, Мухаммед и мусульмане сделали хиджру (переселение) к Медини в 622.

За время жизни Мухаммеда в Медини состоялось несколько битв: 624 — битва при Бадри между мекканцями (Абу Суф’ян) и мусульманами, которая окончилась победой мусульман. В 625 — битва при Ухуди, рулевой мекканцив Абу Суф’ян разбиває отряд Мухаммеда. Пророк ранен. Конфликт с еврейским кланом в Медини, что протидиял мусульманам и призывал к их изгнанию, порабощению или смерти привел к битве при Хайбари и еврейский анклав был покорен. В то же время, мекканци были отрезаны от маршрутов торговли, поскольку Мухаммед взял под свой контроль окружающие племена пустыни.[34] В 629 Мухаммед сделал почти бескровное Завоевание Мекки, и в год его смерти — 632, он руководил всей Аравией.

В исламе норма по примеру жизни Мухаммеда зовется Сунна. Этот пример хранится в традициях, известных, как Хадис («сообщает»), который перечисляет его слова, его действия, и его личные характеристики. Классический исламский адвокат Мухаммед ибн идрис Аш-шкафу (умер в 820) сделал ударение на важности Сунн в законах шариата и поощрял, мусульманам подражать действию Мухаммеда в их ежедневной жизни. Сунни является основой к руководству интерпретации Корана.


Воскресенье и Страшный суд


Вера в день Воскресенья, кияма также основной для мусульман. Они считают, что время кийама предопределяется Богом но неизвестно к мужчине. Испытание и страдание, на кануне и в течение кийами описываются в Коране и хадисе, а также в комментариях исламских исследователей. Коран отмечает воскресенье после смерти, что зломало воображение о смерти у доисламской Аравии. Коран утверждает, что воскресенье будет завершено сбором человечества, на суд Божий.

Коран имеет список нескольких грехов, которые могут привести лицо к аду, как например неверие, ростовщичество и нечестность. Мусульмане рассматривают рай (рай в исламе) как место радости и блаженства, Коран имеет описание его особенностей и физических удовольствий по прибытии. Есть также ссылка к большему общению с Богом (рыдван). Мистические традиции в исламе размещают эти высокие увлечения в контексте неистового осознания Бога.


Предопределение


В соответствии с исламской верой в предвизначення, Бог имеет полное знание и управляет всем что происходит. Это объясняется в стихах Корана как например «Говорят: Ничего не случится к нам кроме того, что приказал Аллах для нас : Он — наш защитник».

Для мусульман, все в мире, что происходит, хорошо или плохо, все предвидено и ничего не может случиться, кроме того что решается Богом. В исламской теологии, божественное предыдущее отмечание не предлагает отсутствие возмущения Бога против зла, тома, любое зло, которое происходит, кончается в дальнейшем отплатой, и люди возможно, не могут это увидеть. Согласно исламским богословам, хотя события предопределены, мужчина владеет свободой воли в этом, он имеет способность, чтобы выбрать между злом и добром, и потому ответственный за свои действия. Согласно исламской традиции, приказом Бога все это записывается в «Аль-Лавх аль-Мафхуз».

Шиа, имеет значение «Божественное правосудие» (Адалах). Эта доктрина, сначала развитая мутазилитами, подчеркивает важность внутреннего состояния человека и ответственность за его собственные действия. В контрасте, сунни подчеркивают роль индивидуальной свободы воли в контексте создания Бога и предвидении всех вещей.


Пять столбов ислама


Основное кредо (Шахада) ислама, написанное на настенной тарелке в Great Mosque, Китай

Ритуалы Хадж (паломничество) включает обход семь раз вокруг Кааба в Мекке.

Пять столбов ислама  — пять фундаментальных принципов сунитського ислама. Мусульмане-шииты пользуются восемью пунктами, которые сущностно совпадают с пятью столбами. Это:

* Шахада является основным принципом ислама : «([Ашхаду] Аль-ля иллаха Иль-ла Аллах, уа [Ашхаду] анна Мухаммаду расулю Аллах) или «[Свидетельствую что] нет Бога кроме Аллаха, и [свидетельствую что] Мухаммед посланник его». Это завещание — учредительство для всей веры и практикуется в исламе (хотя технически шииты не считают, что шахада является отдельным учредительством, только верой). Мусульмане должны повторять шахада в молитве, и нужно, чтобы немусульмане, любители перейти в ислам, декламировали это высказывание.

* Салят или ритуальная молитва, которая должна выполняться пять раз на день. (Однако, шиитам позволяется один раз в полдень с молитвой после обеда, и вечером с ночными молитвами). Каждый салят делается, по направлению к Кааба, что есть в Мекке. Салят имеет смысл сконцентрування уму на Боге, и считается личным общением с ним, принося благодарность и поклонение. Салят обязательный, но гибкость позволяется в зависимости от обстоятельств. Во многих исламских странах, напоминание, Азан (призывают к молитве), — передача идет публично от местных мечетей в соответствующее время. Молитвы декламируются и состоят из стихов из Корана на арабском языке.

* Закят — или милостыня. Эта практика предоставления милостыне основана на накопленном богатстве, и обязательная для всех мусульман, которые могут предоставить ее. Исправленная часть тратится, чтобы помочь бедному или такому, которое нуждается, а также, чтобы помочь распространению ислама. Зякат считается религиозным обязательством (в противоположность благотворительности добровольного действия), потому что их богатство считается как «доверие от щедрости Богов». Коран и хадис также предлагают мусульманам предоставить даже больше, — акт предоставления милостыне добровольного действия (садака). Многие шииты платят дополнительный налог в форме налога хумс, который, они считают, является отдельной ритуальной практикой.

* Саум. Мусульмане не должны есть или пить от рассвета к сумеркам в течение месяца, и должны быть внимательными от других грехов. Пост поощряет ощущение близости к Богу, и в течение его мусульмане должны принести свою благодарность и зависимость от него, искупают прошлые грехи, и думают о тех, которые нуждаются. Саум не обязательный для нескольких групп, для которых это несвоевременный груз. Для других гибкость позволяется в зависимости от обстоятельств.

* Хадж паломничество в месяц -хиджжа в городе Мекка. Каждый физически здоровый мусульманин должен сделать паломничество к Мекке по меньшей мере один раз в своей жизни. Когда паломник — около десяти километров из Мекки, он должен одеть одежду ихрам, которая состоит из двух белых целостных листов. Ритуалы Хаджа включают обход семь раз вокруг Кааба, касаясь Черного каменя, семикратный бег между холмами Сафа и Марва, и символическое избиение камнями дьявола в Mини. Паломник, или хаджа, уважается обществом, хотя исламские преподаватели говорят, что Хадж должен быть выражением преданности Богу вместо средства, чтобы приобрести социальное положение.

В добавление к налогу хумс, шииты имеют еще три дополнительные учредительство ислама. Первый есть газават, который также важен для сунитив, но не рассматривается как учредительство. Вторая есть Амр-Бил-Маруф, «Приказ, чтобы сделать хорошо», какой призывает каждого мусульманина прожить благотворительную жизнь и поощрять других делать то же. Третья есть Нахи-Анил-Мункар, «Напутствие, чтобы воздержаться от зла», которая говорит мусульманам воздерживаться от злых действий и также поощрять, чтобы другие сделали то ж.


Закон


Шариат (буквально: «путь, который приводит к воде») — исламский закон, сформированный традиционной исламской ученостью. В исламе, шариат — богословское выражение, «складывает систему обязанностей, которые выполняет мусульманин благодаря его религиозной вере».

Исламские законы перекрывают все аспекты жизни, от государственных вопросов, управления и международных отношений, к проблемам ежедневной жизни. Коран определяет худуд как наказание за пять специфических преступлений: незаконий связь, клевета на незаконий связь, потребление алкоголя, кража, и грабеж на большой дороге. Коран и Сунни также содержат законы о преемничестве, брак, и наказание за повреждение и убийства, также как и правила для поста, добродийнисти и молитвы (Салят и Дуа). Однако, эти распоряжения и запрещения, вельми широкие, так их приложение на практике изменяется. Исламские исследователи детально разработали систему законов на основании этих правил и их интерпретаций.

Фикх, или «юриспруденция», определяется как знание практических правил религии. Исламские адвокаты используют кодекс усул Аль-фик («законная теория», или «принципы юриспруденции»). Согласно исламской законной теории, закон имеет четыре учредительство, которые есть найважливишими, : коран, сунна (действия и разговора Мухаммеду), согласие исламских адвокатов (иджма), и аналогичное суждение (кияс). Для ранних исламсьських адвокатов, теория была менее важна, чем прагматичное дополнение закона. В 9-м столетии, адвокат Аш-шкафу обеспечил теоретическую основу для исламского закона записов принципов юриспруденции (в частности четырех учредительства) в его книге ар-Рисалах.


Религия и государство


Исламский закон не различает между «вопроса церкви» и «государственные вопросы»; улема функционирует как для адвокатов, так и для богословов. На практике, исламские правители часто обходили шариатськи суды с параллельной системой так называемых «Судов Обиды», над которым они имели личный контроль. Поскольку исламский мир вступил в контакт с Западными светскими ценностями, исламские общества ответили в разных способ. Турция есть светское государство со времени реформ Ататюрка. В Иране — наоборот, Иранская Революция 1979 заменила более светский шахский режим теократической исламской республикой под руководством Аятоли Хомейни.


Ислам и наука


Много исламских богословов считает, что Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманского общества. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны. Эта связь означает священный долг постигания научных знаний для мусульман, так как сам Коран рассматривает окружающий мир и природу как знамение Аллаха. Именно с таким пониманием наука развивалась в исламской цивилизации, в течение многих веков, к колонизации мусульманского мира. По мнению большинства историков, современные научные методы были впервые разработаны именно исламскими учеными, такими как ибн ал-Хайсам (известный на западе как Альхазен). Роберт Бриффаулт утверждает, что сама наука, в современном понимании этого слова, возникла внутри исламской цивилизации.Считается, что на разработку научных методов они были вдохновении Кораном и Сунной.

Мусульманскими учеными были развиты такие науки как математика (включая сферическую геометрию и тригонометрию), логика, биология, медицина, астрономия, физика, география. Историки утверждают, что наука в исламской цивилизации процветала, но од 16 века начинается спад. Исследователи выделяют такие причины спаду:

Есть внешние факторы, большинство из которых сводится к наследству колониализма, которые мешали исламским странам активно развиваться. Колониализм грабил колонии, разворовывая их блага, которое привело к их обнищанию и культурной отсталости, следы которых остались до сегодняшнего дня. Большинство народов исламского мира еще страдают от проблем, которые оставил после себя колониализм.


Этикет и питание


Много методов содержатся в категории адаб, или исламский этикет. Это включает приветствие других «Ас-Салям-Алейкум» («мир вам»), говоря басмала («во имя Аллаха») перед едой, и используя только правую руку для еды и питья. Исламская гигиена беспокоится преимущественно личной чистотой и здоровьем, как например обрезание мужской плоти. Исламский ритуалы захоронения включайте высказывание Салят Аль-Джаназах («молитва захоронения») над омытым и закутанным трупом, что прячут в могиле. Мусульмане, подобно евреям, ограничиваются в еде, запрещенная пища включает свинину, кровь, мертвечину, и алкоголь. Все мясо должно быть от травоядных животного заризаниним во имя Аллаха мусульманином, евреем, или христианином. Пища, разрешенная мусульман, известна как халяль.


Джихад


Джихад имеет смысл «попытка или борьба», и рассматривается как «шестое учредительство ислама» меншистю исламского мира. В зависимости от объекта, который является врагом, дьяволом, джихад имеет разный смысл.

Джихад, когда используется без любого определителя понимает в его военном аспекте.

Джихад также употребляется к людям стремящимся достичь религиозного и морального совершенствования.. Некоторые исламские рулевые, особенно среди шиитов и суфиев, различают «Большой джихад», который имеет отношение к духовному совершенствованию себя, и «Малый джихад», в значении — война.

В пределах исламского законодательства, джихад обычно имеет в виду военное напряжение против не мусульманских войск в защите или наступлении исламского государства, последняя цель, которой, — установить полное преимущество ислама. Джихад, как форма войны, разрешенная в исламском законе, используется против государств, которые отказываются перейти к исламу или покориться полномочиями ислама.

Большинство мусульман сегодня употребляют джихад, только в смысле защитная война: наступательный джихад включает смысл борьбы, которая вынуждает исламские общества покориться исламскому законодательству.

В большинстве случаев и для большинства мусульман, газават — коллективная обязанность (фард кифайа): его выполнение одними освобождает других. Только, в тех кто имеет полномочия, особенно монарх (имам), может газават стать индивидуальной обязанностью. Для остальной части простого народа, это случается только во время общей мобилизации. Для большинства шиитов, наступательный газават может только быть объявлен имамом исламского общества, первым его оглосив Мухаммед аль-Магди в 868 году от Р. Х.

Шииты

Шииты — сторонники, группа, партия, секта, раскольники) — общий срок, который означает последователей ряда течений ислама, — имамити (шиити-двонадесятники), зейдити, алавити, друзы, исмаилити и др. В узком смысле понятия, как правило означает имамитив (шиитив-двонадесятникив), второго за числом сторонников (после сунитов) напрямую в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Аби Талиба и его потомков по главной линии.


История


Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семь ‘и Пророка», считая незаконной присягу Абу-Бекру. В начале второй половины VII века они совершили раскол («шиа»), образовав отдельную группу, религиозно-политическая группировка («шиа») сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта

группировка стала ядром движения шиитов, которое разделило потом мусульманскую общину на сунитив и шиитов.

После убийства Али в 661 году его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семь ‘ю Пророка», имея в виду исключительный род Али. Большинство шиитов обосновывали эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.

В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Среди сторонников шиизма непропорционально много представителей неарабомовних народов (ираномовни, урдумовни, берберомовни), а также народов, которые входили в сферу влияния средневековой Персии.

Для шиитов роль имама значительно более высока, чем для сунитов.

Они воспринимают имама, что подтвердил свое звание формальным или (редко) неформальным путем, как толкователя прямой воли Всемогущего. Также шиитам свойственно почитать своих ученых, которые считаются после сокрытия последнего дванадцятиго имама его заместителями. Этим объясняется скажем, увлекающееся почитание аятоли Хомейни в Иране шиизма.

Суннизм в большинстве мусульманских стран стал официальной религией. Шииты — меньшинство, часто гонимое. Они складывают приблизительно 15 процентов общего числа мусульман. В истории шииты часто поддавались гонениям, потому для них характерный культ мучеников.

Политически шиити-имамити почувствовали себя силой лишь после того, как в 1979 году их единоверцы в Иране свалили шаха и руководителем страны стал аятолла Хомейни. исмаилити почувствовали себя силой, когда Ага-Хан стал председателем Лиги наций. исмаилити, шииты, алавити, друзы, бахаити создавали свои государства на протяжении всей истории ислама.

В настоящее время последователи разных общин шиитов существуют практически во всех мусульманских странах. Вероучения шиитов придерживаются подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, больше половины населения Ирака, значительной части населения Ливана, Ємену, Бахрейну. К исмаилитськои ветке шиизма принадлежат большинство жителей Горно-бадахшанской области Таджикистана. В настоящее время интерес к шиитам резко вырос (имеются в виду на арабы-шииты). Дело в том, что территория расселения арабов-шиитов — это 70% мировых запасов нефти. Речь идет о северо-восточной части Саудовской Аравии, южном Ираке и Иранской провинции Хузистан (юго-западный Иран).

Суннизм

Суннизм — это основное (ортодоксальный) направление в исламе, представители которого считают, что халифом может быть лишь тот человек, который имеет репутацию и знание богослова и правоведа высшего ранга (то есть мудрый и физически здоровый человек).


Демография


Есть много проблем у демографов, которые пытаются вычислить пропорцию сунітів к шиитам. Например, нет никаких данних для стран, где шииты — существенное меньшинство, в этом случае все мусульмане регистрируются, как суниты.

Тому, используя разные источники, можно допустить что шиитов приблизительно от 7.5%, к 10% от общего количества мусульман.


Особенности суннизма


Суниты делают особенный акцент на выполнение Сунни (поступки и высказывания Пророка, устна традиция, аналог устного Святого Прєдания в православии) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общества в выборе своего председателя — халифа. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести наибольших возведений хадисов (составленных Бухаре, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи); принадлежность к одному из четырех суннитських мазхабов (маликитского, шафиитского, ганафитського и ганбалитського); признание законности правления первых четырех («праведных») халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али).

Суннизм как определенное течение сформировался в XI веке в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, но до сих пор этот срок имеет намного менее четкое содержание, чем термин «шиизм».

СУННА (араб. ас-сунна) — в первичном смысле означает «обычай, пример, путь, направление (по которому следует идти)». Под этим понятием имеется в виду жизненный путь пророка Мухаммеда как пример для всех мусульман.

Еще к Мухаммеду каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписанний сбор морально-правовых распоряжений, «обычное право» патриархально-общественного общества, которые унаследованы племенем от предыдущих поколений. Потребность в сунне — возведении правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях — возникла после смерти пророка. После его кончины оказалось, что распоряжений, которые содержатся в Коране, недостаточно для решения всех государственных общественных проблем. Возникла практика поиска прецедента, то есть, если решение нельзя было найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (тем более, что Мухаммед не отбрасывал родо-племинних законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманского общества возникли две тенденции. Первая предлагала пользоваться распоряжениями Корана, что выходили от пророка, то есть, основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое мнение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения.

Первичное использование раи (личного мнения факиха) не получило широкого распространения. Мусульмане считали лучшим опереться на высказывания и действия пророка, которые, будучи зафиксированные, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом, соблюдать сунни значило следовать примеру Мухаммеда, наследовать ему. В Коране встречаются выражения «сунна предков» (Коран, 8:39, 15:13, 18:53, 35:41) и «сунна Аллаха» (Коран, 17:79, 33:62, 48:23), который означает практику, которой придерживались предыдущих поколений, или сам Аллах. Вне Корана под словом «сунна» имеется в виду более широкое понятие. Со временем сунна приобрела черты, которые позволяют отождествлять ее с понятием «правоверность» в христианстве.

Слежка правилам, изложенным в сунни, считается обязательной для членов мусульманского общества. Отсюда возникло название «суннити» — те, кто следует путем. После смерти Мухаммеда на основе сунни решались много практических вопросов жизни общества и даже халифата. В качестве пропагандистов сунни сначала выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчания в некоторых ситуациях. Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.

Проблема соотношения сунни и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии (Усул Ад-дин). В трудах из основ фикха в 9-10 вв. обсуждался вопрос приемлемости других источников решения правовых казусов кроме Корана и сунны.

Исламская сунна включает нормы государственного, криминального, имущественного, семейного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Как было сказано выше, сначала за основу была взята сунна Мухаммеда, который включает поступки (фиал) и высказывания (каул) пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (хадис, множество ахадис — сообщение, рассказ). Появление и дальнейшее использование хадисов было обусловлено тем, что «божественных установлений», изложенных в Коране, очутилось недостаточно для решения огромного количества вопросов, которые вставали перед новыми поколениями мусульман. Важным источником стали переводы о поступках, языках, советах и рекомендациях Мухаммеда его современникам. Идеальный образ пророка, вождя, основателя государства, сначала бедного и гонимого, но такой, что не побоялось выступить против ошибок своих соплеменников, человека, которого выбрал для своих посланий Аллах, вызывал почет и увлечение мусульман. Это был образ, по которому каждый мог сверять свои поступки. Поэтому учение о пророке Мухаммеда, его словах и делах, стало важной составной частью ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и литературу.

Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, которые сопровождали ту или другую ситуацию, сложили самостоятельный раздел арабской литературы. Каждое сообщение сопровождалось иснадом — ссылкой на непрерывную цепь людей, передаваших эту информацию. Как правило это были люди из ближайшего окружения Мухаммада — Абу Бакр, Умар, Айша, Али, Абу Хурайра и др. Согласно постоянной традиции, чем достойнее был передатчик, особенно последний в цепи иснаду (то есть найраниший), тем более бесспорной считалась достоверность текста (матн), который следовал за иснадом. Наиболее достовреними хадисами были те, которые можно было проследить по нескольким цепочкам передатчиков.

Примерно за два с лишним столетия число хадисов достигло астрономических цифр: больше миллиона.

К началу 8 в. в «науке о хадисах» (ильм аль-хадис) сложилось три школы: мединская, иракская и сирийская. Тогда же началась письменная фиксация хадисов. От сначала этапа ничего не сохранилось, но во второй половине 9 в. существовало уже шесть сборников хадисов, которые надолго и крепко завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров. Среди сунитив наибольший авторитет имели шесть сборников: Аль-Джами ас-Сахих Аль-Бухаре (810-870); ас-сахих Муслима ан-нишапури (817-875). Меньшую популярность имеют Суннан ибн Мажда (умер 886); Суннан Абу Дауда ас-Сиджистани (умер 888); Аль-Джами аль-Кабир Мухаммада ат-тирмизи (умер 892); Суннан ан-Нисаи (умер. 915).

Однако наиболее авторитетным сборником хадисов считается Аль-Джами ас-Сахих, составителем которого был Мухаммад Аль-Бухаре. Он отобрал 7400 хадисов. Ас-Сахих признан мусульманами выдающимся руководством по фикху (комплекс правил поведения мусульманина). В других сборниках интерес составителей был сосредоточен вокруг тех или других правил и норм быта. Детально рассматривается что разрешено (мандуб) и что запрещено (макрух), как относиться к ритуалу, еде, одежде, взаимоотношениям между людьми, к заключению договоров о покупке-продаже и тому подобное.

В целом на базе хадисов была разработанная система стереотипов поведения мусульманина, где все поступки человека рассматривались через призму пяти понятий : ваджиб или фард — «обязательные», мандуб — что «рекомендуются», мубах или джаиз — «разрешенные» (но не допускающие одобрения или награды), макрух — «не одобряемые» (но что не запрещаются) и махзур — «запрещенные». Впоследствии на основе хадисов была создана сэра — биография (жизнь) пророка Мухаммада, который так же прокламирует его жизненные принципы.

В 9-10 в. исламские богословы обсуждали вопрос о допустимости использования как «Усуль Ад-дин» (основ религии) других источников, однако большинство их отбросило такую возможность. Сунна является составной частью исламского богословского образования. При подготовке имама и факихив (богословов-законоведов) знание сунни пророка является одним из необходимых условий авторитета религиозного деятеля. В богословии существует ряд дисциплин, которые непосредственно основаны на сунни, по ней сверяются все нововведения, иначе они объявляются бида (ненужным нововведением).

Суфизм

Суфизм (также суфийский ислам или тасаввуф, вероятно от арабского суф — шерсть, суфий — тот что носит шерстяной плащ) — мистико-аскетична течение в исламе. Считается, что первые суфии появились на грани VIII и IX веков в ираци и Сирии. Вероятно под этим сроком объединяются разные мистические учения которые возникли в мусульманской культурной среде с древних времен и по настоящее время. Признавая реальным лишь существование Бога (Аллаха), а окружающие вещи и явления — его эманацией, последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с Богом, тем же суфизм имеет сходство с мировоззрением дгармичних религий. Суфии пытаются понять потайное содержание кораничних откровений, для чего сурово придерживается предписаний Корана и Сунн, участвуют в бдиннях, принимают обеты, придерживаются дополнительных постов. В то же время они проповедуют мистическую некорыстную любовь к Аллаху, желая злиться с ним. Конечной целью суфизма вважалється уничтожения своих качеств как личности, которая должна повлечь полное сочетание, слияние с божественной истиной.

«Изъединения с божеством», по учению суфизма происходят в экстазе, к которому должны доводить себя верующие. В арабо-исламський терминологии суфий — это влюбленный в Истину, тот, кто двигается к Совершенству. Рух к какой-то абстрактной Истине с помощью любви и преданности к Богу суфии называют тарикатом (путем).

Для раннего суфизма характерный пантеизм с отдельными материалистическими элементами. Впоследствии под воздействием неоплатонизму, индийской философии и некоторых идей христианства центральное место в суфизме занимают аскетизм и скрайний мистицизм. В теософской традиции суфизм отождествляется с эзотерическим исламом.

Суфизм — неоднородное течение: к нему присоединялись представители разных богословских школ и направлений ислама. Он неоднократно играл значительную роль в политической жизни мусульманских стран как идеология повстанческих движений, а также антиколониальной борьбы.


Суфизм


С точки зрения суфиев, суфизм — это путь очистки души от плохих качеств (нафса) и прививания похвальных качеств духа (движение). Этот путь мюрид («искатель», «жаждущий») проходит под руководством мюршида («духовного наставника») что дошел до конца пути и получил от своего мюршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой естественной интуиции (внутреннего учителя).

Суфийские шейхи являются частью цепочки следующей учебы, которая согласно канонам всходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза («печати сердца») от своего шейха на наставление мюридив, не является истинным шейхом и не имеет права учить желающих суфизма (тассаввуфу, тарикату).

Согласно канонической традиции, суфием может быть исключительно мусульманин, все такое, которое противоречит Шариату не может быть суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имама Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в «Мактубат» («Письмена»). При этом имеется в виду что Шариат как исламская дисциплина и традиции является составной частью пути.

Богослов аль-Газали (1058-1111) считал, что суфизм — это сама суть ислама.

Богослов ибн Тайм (1263-1328), неоднозначно относился к суфизму, но полностью в отличие от ибн Абд аль-Ваххаба его не отрицал.

Стоит отметить, что среди мусульман наблюдается достаточно не однозначное отношение к суфизму, от полного отрицания данного явления, к фактическому замещению исламских религиозных чувств в контексте либерального ислама.


Течения


* Классический суфизм — суфизм, связанный исключительно из сунизмом и культивируемый в тюркской и арабской средах. Арабы и тюрки построили систему суфийских орденов, разработали философскую и поэтическую составляющую суфизма. Знаменитый танец дервишей начал впервые практиковаться у тюрков. При этом танец танец дервишей и зикри — это разные практики.

* Кавказский суфизм — традиционный иман, что передается в виде народных обычаев у кавказских мусульманских народов. Отличительной особенностью является групповой зикри и фанатичная преданность народным обычаям, переплетенным с исламом.

* Индуистский суфизмсуфизм, который возник в ведическом Индостане со времени проникновения ислама в Индию. Отличительной чертой его есть переплетение ислама с индуизмом и йогой. Когда европеец называет себя суфием, имеется в виду именно индуистский суфизм.


Культурологические особенности


В странах Европы суфизм отождествляется с либеральным или образованным исламом, в котором ударение делается прежде всего на внутреннее мировоззрение, а не на внешние ритуалы, такие как суровое выполнение намазов и т.п., которые отходят на второй план или вообще не здороваются. В связи с чем в среде мусульманских «ортодоксов» суфизм не признается как таковой и считается едва не внутриисламской ересью, а сами суфии — фасиками (неверными). С другой стороны быть суфием в образованном мире вполне естественно, о чем не одноразово говорили ученые и другие общественные деятели современных исламских стран. Стоит отметить что суфизм который культивируется в Европе это совсем другой суфизм чем суфизм который существует на Западе или в странах Ближнего Востока.


Отличные особенности


* Проповедь бедности — факр.

* Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.

* Отказ от мирского, отшельничество — зухд.

* Безмолвная молитва — таффакур (много суфиев считают таффакур более эффективной молитвой чем традиционное выполнение намаза).

* Возложение на волю Аллаха — таввакуль.


Езотеризм в суфизме


* Основной чертой проявления мистицизма в суфизме является аллегорическое толкование Корана — тавиль, и религии вообще. Больше того суфии признают писание Старого и Нового завещаний, считая Коран их логическим продолжением. Подобно другим религиям, ислам учит, что Бог создал человека не для того, чтобы он однажды умер — через Коран проходит мысль о возрождении и обновлении. Известный стих из писания говорит: «Он — тот, кто дал вам жизнь, и Он пошлет вам смерть, а потом опять дарит вам жизнь». Та же идея встречается в Коране как предостережение идолопоклонникам : «Господь создал вас, заботился о вас, потом вы умрете из воли, потом Он опять даст вам жизнь. Могут ли идолы (каких вы зовете богами) сделать для вас все это? Слава Господу»!. В традиции ислама, однако, эти и другие аналогичные отрывки из Корана, возможно связанные с реинкарнацией, обычно трактуются как обещание воскресенья. Частые упоминания в Коране о воскресеньи, по мнению некоторых исследователей, могут с равной долей вероятности относиться и к реинкарнации. Например, в Суре 20:55/57 приводятся слова Бога, обращенные к Моисею, : «Мы создали тебя из земли, и Мы опять свернем тебя в землю, и потом опять создадим тебя». Некоторые исследователи трактуют содержание этого стиха как тела, которое постоянно создается и разрушается, и души, которая после смерти тела рождается опять, но уже в другом теле.

* В начале 20-го века суфийские идеи сливаются с материалистическими тенденциями научно-технической революции и образования, которые на Востоке, в отличие от Запада, происходили с неразрывной связью с магометанством как общей общественно-политической надстройкой. Быть суфием в Турции времен Ататюрка могло значить быть материалистом в контексте ислама. Подобно тому быть «суфием» в современной Европе, значит не более чем либеральное отношение к исламу и уже потом определенную эзотерическую увлеченность.

Хариджиты

Хариджиты — раньше всего в исламе религиозно-политическая группировка, которая образовалась в ходе борьбы за власть между Али и Муавией.

Разочаровавшись в Али как в вожде, группа бывших соратников начала вооруженную борьбу против него. Так было положено начало хариджитському движения. В литературе хариджити вспоминаются и под другими названиями: мухаккима, шурат, марикуна. В дальнейшем хариджитами называли всех, кто выступал против законных правителей.

С самого начала хариджити не были единственными ни в религиозных, ни в военно-политических отношениях. Источники называют свыше 20-ти хариджитських общин в разное время и разных краях Халифата. Наиболее значимые из них азракити, ибадити и суфрити. Соперничество между ним ослаблювало хариджитський движение вцилому. Тем не меньше могучие выступления хариджитив в ираци, Иране, Аравии, Северной Африке (где и поныне сохранились общины ибадитив) держали в постоянном напряжении центральную власть.

Хариджиты внесли большой вклад в разработку исламской догматики. Они произвели свое учение о верховной власти, противопоставив ее как сунитський теории халифата, так и доктрине шиизма имамату. Они признавали безусловную выборность председателя религиозного общины-государства, не придавая никакого значения происхождению кандидата. Условиями правомочия претендента на власть в мусульманском общине-государстве они считали следование Корана и сунни, справедливое обходит с людьми и способность с оружием в руках выступать против несправедливого правителя. Хариджити признавали право за каждой общиной на выбирание своего имама-халифа и на его устранение, считали имамив только уполномоченными общины, которой принадлежит суверенная власть.

В вопросах веры хариджити были поборниками неуклонного выполнения религиозных прописей. Исходя из того, что истинная вера определяется поступками, они объявляли вероотступниками всех, кто осуществил тяжелый грех, и призывали убивать их.

Жестокость и фанатизм хариджитив суживали социальную базу их движения, что в конечном итоге привело к его поражению. В настоящее время хариджити представлены лишь ибадитами в Омане и вдеяких районах Северной Африки.

Исмаилиты

Исмаилиты — одно из самых распространенных течений шиизма в исламе. Возникла в период арабского халифата во второй половине VIII ст. Распалось на ряд отдельных движений. Титул имама самой многочисленной общины исмаилитив — Ага-хан — передается в наследство. Сейчас главой этой общины является Ага-Хан IV . Количество исмаилитов разных направлений превышает 15 миллионов.


История


Возникновения исмаилитов связывают с расколом в исламе шиизма, который случился в 765 году. Название происходит от имени старшего сына шиизма имама Джафара ас-Садика (шестой имам шиизма) — Исмаила. Он был лишен отцом наследственного титула имама, в чем его сторонники видели нарушение закона. Объединившись вокруг Исмаила, они избрали его своим имамом. Организация была тайной. Она разделялась на семь ланок. Более высокие две были самыми многочисленными — к ним принадлежало руководство религиозного направления, высшие духовные лица. Среднее звено представляли проповедники. Остальные — были обычными общинниками.

Исмаилизм был распространенным в исламском мире — существовали даже исмаилитськи государства (в X ст. фатимидський Египет, в X — XII ст. — государство в Палестине и Сирии, Хи-Хии ст. на территории Ирана).

Исмаилити не является единственной религиозной организацией. Первый самый глубокий раскол в исмаилизми состоялся в конце XI ст., после смерти халифа ал-Мустансира (Фатимида). Образовались две группировки — одно настаивало на избрании халифом Абу Мансур Низара, другое — Абу аль Касим Ахмада, сыновей ал-Мустансира. Сторонники Абу Мансур Низара (их начали называть низаритами), сосредоточились в Сирии и Ираке. Они были самыми активными и самыми радикальными исмаилитами. Сторонники Абу аль Касим Ахмада — мусталити — на определенное время сумели удержать за собой халифат, сосредоточившись в Египте. Они были более умеренными сторонниками исмаилизма.

Низарити имели два центра пропаганды — в горах Сирии и на севере Ирана, в Табаристани (XI — XIII ст.). Позже часть низаритив переселилась в Индию. С середины XIX ст. их имами начали носить титул Ага-хан, а организация начала называться ходжа.

Мусталити после поражения и ликвидации фатимидського халифата частично переселились к Ємену, частично — в Индию.


Идеология


Со временем исмаилизм существенно отдалился от ортодоксального ислама, поддался влияниям индийских и давних персидских религий и превратился в синкретическое учение. Тайный характер учения исмаилитив отдалил их от основной массы мусульман. Они гуртувались в тайные общества и часто практиковали террористические средства борьбы за свои убеждения.

Идеологическая система исмаилизму состоит из двух доктрин: внешней (захир) — общедоступного учения и внутренней (батин), доступной засекреченным. Батин известен лишь исмаилитським имамам. Руководствуясь доктриной тайного учения, исмаилити поддавали аллегорической трактовке аяти Корана и утверждали, что все эти аллегории происходят от их имамив, которые знают сокровенные и тайные (батин) значения Корана. В соответствии с этими представлениями, они разделяли богословие на открытое (захир) и тайное (батин). исмаилити часто пренебрегали внешними обрядами и запрещениями (харам) ислама, считая более необходимым постиганием батину.

Согласно учения исмаилитов, Аллах поднял имамив над остальными людьми и дал им особенные, в частности и сокровенные знания обо всех аспектах бытия. имами владеют знаниями, недоступными другим людям.

имами не обязаны открыто появляться к своим последователям. Имам может быть «скрытым» и неизвестным для большинства людей. В любом случае он является руководителем, который указывает путь всей исмаилитський общине. Когда-то «скрытый имам» все же станет явным и придет в мир, чтобы возобновить справедливость.

Согласно представлениям исмаилитив имами являются непогрешимыми, не несут ни перед кем ответственность и могут делать все, что считают нужным. Простые верующие должны подчиняться им, так как они делают лишь добро.

В своей доктрине исмаилизм позаимствовал много положений из философии неоплатоникив, гностиков и других античных школ. Большое внимание уделялось мистике чисел, что было заимствовано из каббалистики. Особенно уважалось исмаилитами число «семь». Вслед за Платоном, исмаилити рассматривают земной мир как отображение мира идеального. Например, все пророки, является отображением Мирового Ума (аль-акля).

В произведениях исмаилитских теоретиков отобразились и плотинивськи идеи эманации. Из бесконечно отдаленного трансцендентного Единственного (аль-Хакк) «вытекает» и множится все бытие. Это «истекание» происходит через световое излучение. Единственное излучает из себя все сущее. Единственное сначала излучает Мировой Ум (аль-акль), который является первой ступенькой эманации. Излучения Единственного не полностью поглощается Мировым Умом, а продолжает движение. В итоге появляется Мировая Душа (ан-нафс), которая является второй ступенькой эманации Единственного. Мировая Душа уже имеет контакт с материальным миром, который существует извечно и никем не был создан.

Дальше происходит снижение Мировой души к феноменальному миру, где она делящаяся на семь «сфер». Эти «сферы» превращаются в разные вещества материального мира, которые и представляют основу бытия.

Целью происхождения мира в исмаилитський философии является реализация Божественной истины. Вся история разделяется на пророческие циклы. После пришествия «скрытого» имама все внешние аспекты религии будут отменены и останется лишь истина, которая до того была «скрытой».

Воплощением на земле мирового ума были пророки, которых в исмаилитив насчитывается семь, — Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус, Мухаммед, и Исмаил. Имам считается в исмаилитив живым воплощением Мировой Души. Составной частью их учения является соответственно интерпретированная вера в переселение душ.


Организация


Увлечению исмаилитами власти на определенных территориях предшествовал период длительной пропаганды, которую вели проповедники, — даи (дауат — пропаганда исмаилизму). Согласно исмаилитським учению возглавлял дауат «скрытый имам», который передавал свои приказы даи. Они имели помощников — накибив. У накибив были свои подчиненные. Со среды даи выбиралось высшее руководство, им предоставлялся титул «Даи ад-дауат». Над этой сложной иерархией стоял Баб (врата). Баба не знали даже наивысшие представители исмаилитськои иерархии. Его знал лишь «скрытый имам» и он общался с последователями лишь через специальных представителей. В целом, члены степеней этой иерархии не знали друг друга.