Религия arrow Буддизм arrow Духовные ценности человека в философии и практике буддизма


Духовные ценности человека в философии и практике буддизма PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 

Постоянное совершенствование каждого члена общества, повышение роли человеческого фактора является решающим условием всех позитивных перемен в развитии общества. Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Важную роль в этом играют ценности, особенно духовные.

Проблема влияния духовных ценностей на развитие человека является актуальной, особенно в настоящее время в связи с возросшим интересом к религиозно-философским учениям. Система духовных ценностей оказывает большое влияние на формирование разносторонних качеств личности человека. В настоящее время развитие мировой культуры имеет тенденцию к взаимодействию между древней традиционной восточной цивилизацией и современной европейской промышленной цивилизацией. Западные ученые (философы, культурологи и искусствоведы), глубже изучая культурное наследие древней восточной цивилизации, пытаются решать проблемы, возникающие в западном мире, обращаясь к системам ценностей, существующих в религиях и философии Востока, в том числе в конфуцианстве, даосизме и буддизме. Оригинальность и самобытность буддизма привлекали внимание как российских, так и украинских философов. В этом направлении работали: Ф.И. Щербатский, О.О. Розенберг. О.О. Розенберг писал о происхождении и развитии буддизма и его основных принципах, обратил внимание на проблему личности и понятие кармы в буддизме. Вопросы, связанные с характером связи буддизма с китайской культурой нашли свое отражение в книге В.Я. Сидихменова "Китай - страницы прошлого" (М. Наука, 1977) и Н.А. Виноградовой, Н.Е. Наливой "Малая история искусств" (М. Искусство, 1979). В сборнике статей "Буддийский взгляд на мир" под редакцией Е.П. Островской и В.И. Рудого, опубликованный в 1999 году рассматривается влияние буддизма на философию Востока. 

Проблема буддизма вызывала большой интерес у многих ученых, среди которых: А.С. Агоджанян, Н.Ф. Болдырев, П.А. Буланж, Л.В. Васильев, И.Ю. Веревкин, В.В. Ветроградова, Н.М. Виноградова, И.В. Всеволодов, Дай Шин Де, М.Е. Ермаков, К.К. Жоль, В.И. Корнев, П.Лебедев, Ма Зин Я, В.В. Малявин, П.И. Мовчан, В.И. Рудой, Ю.П. Старостина, Уотс Алан, Хон Щю Пин, А.П. Цветаков, Ши Цзюн, Эррикер Клайв. В последние годы в Украине по китайской философии защитили кандидатские диссертации А.В.Усик и А.И. Бойченко.

Буддизм определил культурный облик многих стран современного Востока. Этим объясняется то, что проблема буддийских духовных ценностей становится еще более актуальной. К этому следует добавить, что буддизм имеет огромный духовный потенциал, который может оказать существенное влияние на взаимодействие культур Запада и Востока. 

Проблема духовных ценностей человека - одна из центральных в современной социальной философии. Объясняется это тем, что все совершающееся в окружающем мире связано с человеческой деятельностью, которая, в свою очередь, неразрывно связана с вопросами осознания и понимания духовных ценностей. Чем выше интеллект человека, его индивидуальный жизненный опыт, тем весомее его воздействие на происходящие процессы. Поэтому большую актуальность приобретает проблема места системы духовных ценностей в формировании многогранно развитого человека. Этой проблемой занимаются многие философы, в том числе восточные и украинские. Среди украинских можно отметить М.С. Дмитриеву, А.И. Кавалерова, А.И. Колодного, А.Е. Конверского, Н.Н. Мокляка, А.В. Мысуно, И.Ф. Надольного, Е.Н. Причепия, В.А. Рыжко,. А.Н. Семашко, Л.В. Сохань, Л.А. Филиппович, Н.Ф. Цибру, Б.П. Шубнякова и многих других, среди китайских - Лю Да Ди, Хон Сю Пина, Тай Шен Дая. В работах этих ученых рассматриваются комплексные задачи формирования личности в контексте духовных ценностей философии буддизма. Однако недостаточно освещена проблема позитивного влияния буддизма на человека, отсутствует ее цельное изложение как в современных западных так и украинских и китайских исследованиях, нет специальных робот в которых всесторонне анализируются влияние буддизма на духовное формирование человека.

 
След. »