Неоязычество

Неоязычество — совокупность современных течений, которые призывают к возобновлению языческих представлений, культов и обрядов. Неоязычество, нативизм (от лат. nativus — родной, естественный) ли — это реконструкция дохристианских политеистических верований.

Неоязычество — это религия, сконструированная в основном в 70-ые — 90-ые годы на основе верований, пантеона божеств, символов, практик и других элементов древних религий.

Неоязычники же обычно верят в Богиню (богинь) и Бога (богов), большую часть их ритуалов складывает исцелительная практика, и им особенно запрещено отправлять черную магию.

Славянское неоязычество, славянский нативизм — это реконструкция дохристианских языческих верований древних славян, возвращения к боговшанування Перуну, Велеса, Макоши и др. на основе некоторых исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из учений и обрядов политеистических верований других народов и оккультизма.


Основные направления и разновидности неоязычества


В современном
неоязычества  можно обозначить четыре течения:

    * Народно-бытовое язычество преобладает в сельской местности и складывает набор суеверий (вера в приметы, мысли и оккультно-магические влияния (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире (домовые, упыри, русалки и др.). Оно чаще всего переплетается с мировоззрением той религии, какая традиционная для данной местности, будь то ислам или православие, но может и включаться как органическая составляющая в местный этнический культ.

   * Этническое язычество — это политеистические культы, которые имеют глубокие исторические корни. Их отличительной чертой является автохтонність и целостность мировоззрения. Такими, например, есть шаманские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока.

  * Экологическое языческое течение: организациям, которые относятся к ним, характерное оккультное, синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией екологізму. К таким относятся общины, которые входят в «Круг Языческой Традиции».

    * Националистическое течение включает религиозные и политические организации, которые имеют синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией национализма. К первым, например, относятся общины «Союза Славянских Общин» и «Древньоправославна церковь Інглингов». К вторым — организации от националистических неоязычных партий («Партия Духовного Ведического Социализма») к отдельным группировкам скинхедов (прим., данные радикалисты не несут в себе истинного понятия язычества и неоязычества).


История мирового и славянского неоязычества


Нативистское движение как у нас, так и в мире начался как реакция на размывание национальной идентичности в условиях современного миропорядка.

В результате широкого распространения произведений всемирноизвестного психолога Юнга в английских переводах в начале 1960-х гг., открытое увлечение их автора мифологией, парапсихологическими феноменами, астрологией, алхимией и мистическим и религиозным опытом всех возможных типов сделало его источником вдохновения и подтверждения собственной правоты для представителей языческих для нео религиозных движений, которые начали распространяться в Европе и в Северной Америке именно в этот период. Эти новейшие духовные искатели остро осознавали собственный аутсайдерський статус, и потому с радостью провозгласили Юнга своим пророком. Его слава как известного психиатра, врача, философа, сотрудника Фройда помогала им в легитимации собственных движений.

По-видимому, наиболее ироничным и потенциально более опасным примером связи между юнгизмом и неоязычеством оказалась и выдающаяся роль, какую юнговские произведения сыграли в возрождении «Религии германцев» или нордического язычества в Европе, Англии и Северной Америке. Этот феномен, по крайней мере в том виде, которого он приобрел в конце 1970-х гг., был задокументирован в известной статье Стефана Флауерза. Согласно Флауерзом «много из их идей взято из новейших научных исследований касательно давньогерманської религии и традиционных религий в целом, так же, как и из психологических теорий К.Г.Юнга. Понятие архетипов и коллективное несознательное чрезвычайно сильно повлияли на формирование идеологии германской для нео религии. Божества в религии Асатру/Одина рассматриваются не как автономные, трансцендентальные существа, а, скорее, как образцовые модели сознания или архетипы, которые служат паттернами для человеческого развития».

Корни славянского неязыческого движения в странах СНГ лежат в кругах диссидентов (самоиздательский журнал «Вече» (70-ые гг.), Константин Васильєв, Анатолий Иванов (Скуратов), Валерий Ємельянов, диссидент Алексей Добровольський (Доброслав)), в среде которых оно стало одно время одной из форм идеологического протеста против коммунистического режима. Именно тогда нативизм приобрел националистический тон.

Начало 90-х гг. — время быстрого роста групп неоязычников. Неоязычество тогда в своих наиболее активных организационных формах (клубы исторической реконструкции, общества и культурные центры, партии и общинные объединения) — городское явление, которое развивается в интеллигентской, преимущественно естественно-научной образовательной среде. Вторая половина 90-х ознаменована попытками ряда активных деятелей объединить разрозненные неязыческие общины, потому что конечного результата — создания «религиозной славянской конфессии» (очевидно, имеется в виду конфессия в рамках общемировой язычной религии), казалось, можно достичь только через союзы и активные общие действия в плане возрождения и пропаганды язычества, иначе организациям грозило дальнейшее прозябание в виде клубов по интересам. Время показало, что отсутствие единства случилось барьером для развития нативизма.

На начало 21 век в восточнославянских странах есть целые поселения язычников.

В Украине неоязичницво представлено так называемым родноверованием.

Шаманизм

Шаманизм — вера в особенно могучие сверхъестественные возможности древних профессиональных служителей культа.

Наиболее типичная особенность шаманизма — применение методов экстатического общения со сверхъестественными силами и в связи с этим выделения особенных лиц, которым приписывается способность такого общения.

Особенности шаманизма (шаманизм владеет следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону):

 — Шаман является избранником духов. Это значит, что шаманами становятся не за своей волей, не вследствие учебы, а за волей духа, который вселяется в шамана. Иногда встречается срок шаманская болезнь.

 — Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.

 — Шаман, как правило, не может полностью контролировать дух, который у него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами.

 — Шаман может изучать дух, опираясь на личный опыт, и складывать свои карты вселенной, которые, как правило, сугубо индивидуальные. Шаман делает экстатическое путешествие, чтобы встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношение от своей общины отыскать душу больного, которая, как считается, заблудшая далеко от тела или была похищена демонами; доставить душу умершего к ее новому убежищу; наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами. Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьет в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в другие миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и тому подобное) послужила решающим фактором познания смерти. Распространенным представлением в сибирском шаманизме является представление о троих миры: верхнему (небесному), среднему (земному) и нижнему (подземному). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен с помощью Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практической цели, : исцеления больного, прогнозы и т. д.

Шаманство является порождением веры в существование злых духов, попытки в общении с ними использовать посредников. Приблизительно 6 тыс. Лет назад начался переход к патриархату. Основными видами производственной деятельности стали скотоводство и земледелие. Занимались этим трудом мужчины, поскольку они владели охотничьими орудиями. Главная роль мужчины в хозяйственной жизни обусловила его приоритет и в хозяйственном управлении. Необходимость удерживать людей, которые ничего не производят, и руководящая роль мужчины в обществе были воплощены в шаманстве.

 

Черты


1. Появление профессиональных служителей культа.

Впервые в истории религии возникла группа людей, какие средства для существования в значительной степени или полностью добывали за счет выполнения религиозных обрядов. Хотя в лице шаманов заявило о себе духовенство, церкви еще не было. Шаманы не имели собственной организации, а действовали в рамках родоплеменных структур, подчиняясь вожакам рода и племени.

2. Выделения главного объекта религиозного поклонения — шаманских духов. По представлениям давних людей, эти духи служили шаману, выполняли его волю, помогали познавать тайны, бились с злыми духами.

3. Главная роль мужчины в религии. В представлении тогдашнего человека количественно духов-женщин вытеснили духи-мужчины. Среди профессиональных служителей культа были и женщины, но с распадом родового строя их становилось все меньше.

4. Использования истерических нападений как средств выполнения религиозных обрядов. У многих народов шаманы входили в экстаз и доводили себя до нервных нападений, которые приводили к психическим заболеваниям. Часто именно душевнобольные становились шаманами через свою необыкновенность и ограниченную способность к общественное полезного труда.

5. Использования обманных действий как средств выполнения религиозных обрядов. Религия возникла без любого обмана. И только на стадии шаманства к несознательному одурманиванию добавился сознательный обман, который стал в то же время и средством от правлення религиозных обрядов, и одной из дополнительных причин сохранения религиозности. Некоторые народы Азии, Австралии и Америки и теперь находятся под воздействием шаманства.

Во всех современных религиях существуют элементы шаманства; профессиональные служители культа, представления о том, что священники находятся в особых отношениях с миром духов, что главные представители сверхъестественного мира — мужского пола, экзальтация и тому подобное.

Родноверование

Родноверование в Украине представлено течениями Родной веры, РУНверы, Ладоверы, Ягноверы, орантийцов, Собор Родной украинской веры, Большого Огня и др., всего около 77 общин. Для всех них присущая идея возрождения праславянских верований, которые считаются единственно аутентичными для украинца. Неоязыческие общины действуют в других странах где компактно проживают украинцы. Неоязычников = можно разделить на две категории: те, которые сохранили верность пантеизма, и те, которые исповедуют монотеизм на основе модернизации витокового украинского язычества. Как правило, это течение воспринимает часть национально ориентированной интеллигенции, которая рассматривает возрождение язычества как доминанту возрождения украинства.


Родная вера


Родная вера — неоязыческое направление, основанное в 1934р. профессором В. Шаяном. Максимально храня языческую обрядность «Родная вера» подчиняет свое учение совершенствованию человеческой личности, поднесению ее национального сознания. Основывается на языческом понимании Бога как многопроявочной сущности, которая реально появляется в виде многих имен богов. Украинские ридновири используют аутентичные языческие молитвы и пение, имеют свои учения — «Волховник» и «Православ», обрядовый календарь «Круг Свароже».


РУНвера


РУНвера (Родная Украинская Национальная вера) — одна из форм современной религии украинцев. Основатель — Лев Силенко, которого верующие чествовал как посланного самим Богом Учителя и Пророка. Силенко предлагает новую систему монотеистки взглядов на мир, согласно которой Бог украинцев — Дажбог, который является сознанием мира, вечной энергией, святой правдой. Христианство в Силенка — религия рабов, которая повлекла горькую судьбу колонизируемой страны, которую малая Украина в течение веков. РУНвисты не признают изображения Дажбога, символом веры является Трезуб на солнечном диске, имеются свои обряды венчания, освящения ребенка, захоронения, специфические молитвы и праздники. Основные заповеди РУНверы ориентируют своих сторонников жить и действовать ради добра Отчизны, любить и понимать Бога по-родному, оборонять сокровища своего народа, уважать духовность своих предков; изложенные в Святом Писании РУНверы — «Мага Вера» и катехизисе «Наставления. Песни. Молитвы». Основное культовое сооружение — собор святой Матери Украины — в США. В Украине зарегистрировано 49 общин. Запорожское общество выдает журнал «Светло Орияни».


Собор Родной украинской веры


Собор Родной украинской веры — возник в 1994 г. на Винниччине. Последователи Собора признают Силенка и Шаяна своими предшественниками, но считают что те не смогли возродить «Родную веру». Их труды, дополняя друг друга, в совокупности образуют целостное вероучение, соединить и распространить которое и призванный Собор Родной веры. Такая его миссия предопределена тем, что Подолля — сердце Украины — поскольку именно здесь дольше всего Болохивськи князья к 1620р. защищали родную веру. Также, на берегу реки Буг была главная святыня скифов — Ескамний (Божья дорога), было виднайдено збруцького Святовита, самый давний символ Дажбога — Триглав. В Украине действует 5 общин этого течения, которые толерантно относятся к другим ридновирських общин.


Ладоверство


Ладовера — неоязыческое течение, идейно оформленное в трудах О. Шокала и Ю.Шилова. В основе ее лежит концепция украинского мира как духовно-естественной и геоэтничной целостности.

Ладоверство — политеистично-монотеистичная религия, в которой вместе с верой во Всеєдиного Духа Света, — Оря — существует вера у других богов и богинь, какие имманентные миру. В качестве средства гармонизации человеческой жизни с ритмами космической энергии здесь выступают специальные обряды. Небесным и земным тотемом — першопредком Украины, согласно Ладовирством, есть журавль и явор. Организационно Ладовири в Украине не объединенные, часть из них — независимые, другие посещают какие-либо языческие для нео общины.