Культ карго

Культ карго или карго-культ (англ. cargo cult — поклонение грузу ), Также религия самолетолюбителей или культ Даров небесных  — срок, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары ( карго, англ. Груз) созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путем получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действии белых людей, чтобы эти предметов стало больше.


Короткий обзор


Культы карго фиксировались из XIX века, но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны. Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, религии и экономике могут быть частичными и фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся точные копии взлетно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти сооружения привлекут транспортные самолеты (какие считаются посланцами духов), заполненные грузом (карго). Верующие регулярно проводят строевые учебы («муштру») и какое-то подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA»


История


Первые культы карго были зафиксированы в конце XIX и в начале XX века. Найраніший — движение Тука, которое зародилось на Фиджи в 1885. Другие ранние культы возникали в основном на Папуа — Новой Гвинее — это культ Таро на севере и безумие Вайлала.

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после нее. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островян. Сделанные промышленным образом одел, консервы, палатки, оружие и другие полезные дела в огромных количествах появились на островах с целью обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были покинуты, а груз («карго») больше не прибывал.

Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, самолеты или корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряка и летчиков. Они делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских башнях. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева злітно-посадоковій полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Сторонники культа верили, что иностранцы имели особенную связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева самолеты в натуральный рост, взлетно-посадочные полосы для привлекания самолетов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолетов со странным грузом, они полностью отказались от своих бывших религиозных взглядов, которые существовали до войны, и стали более тщательным образом поклоняться аэродромам и самолетам.

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив на острове Танна (остров) Танна (Вануату).

Срок получил широкую известность частично благодаря речи физика Ричарда Фейнмана, которую он произнес в Калифорнийском технологическом институте и под заглавием «Наука літакошанувальників», Которая позже вошла в книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». В своей речи Фейнман заметил, что літакошанувальники воссоздают вид аэродрома, вплоть до наушников с «антеннами» из бамбуковых палочек, но самолеты не садятся. Фейнман утверждал, что некоторые ученые часто проводят исследования, которые имеют все внешние атрибуты настоящей науки, но в действительности складывают псевдонауку, недостойную ни поддержки, ни уважения.


Другие примеры культов карго


Похожий культ, танец духов, зародился при контакте индианцев и англо-американців в конце XIX века. Пророк Вовока народу Пайуте проповедовал, что если танцевать определенным образом, предки вернутся по железные дороги, а новая земля покроет белых людей.

Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в быстрое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулем военного джипу, чтобы забрать их на нем в землю обетованную.

Некоторые индианцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они разговаривали с духами.


Аналогии в западной и нашей культуре


Понятие «карго-культ» часто используется для описания аналогичных явлений в западной культуре. Обычно имеется в виду формальное применение тех или других методологий без понимания соответствующих процессов.

Например, когда предприятие создает программу сертификации по ISO 9001, это обычно не допускает каких-либо изменений в технологическом процессе, но сам факт сертификации может влиять на стоимость активов предприятия (поскольку заказчики поддаются к карго-культу).

Украинский политолог Виктор Каспрук, утверждая, будто «в Украине построен муляж государства», проводит аналогию с культом карго.

Русский математик и публицист Михаил Вербицький сравнивает с карго-культом попытки построения в постсоветской России социальных институтов, которые копируют западные.


Культ карго в массовой культуре


     * Культ карго обстоятельно описанного в романе Виктора Пєлєвіна » Ампир В».

    * В фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома» присутствующее подобие карго-культу, когда дети ожидают возвращения Капитана Уолкера, который должен починить их самолет и повернуть их к цивилизации.

     * В фантастическом рассказе Роберта Шеклі «Ритуал» описан межпланетный вариант культа карго.

Растафарианство

Растафарианство — новейшее религиозное движение, которое считает воплощением бога императора Эфиопии Хайле Селассие, называя его Джа (англ. Jah).

Движение зародилось в начале 1930-х годов на Ямайке под впивом лидера черного сепаратизма Маркуса Грейви.

В мире насчитывается около миллиона сторонников растафарианства. Особенно движение распространено на Ямайке, где растафарианами называет себя 10 % население. Известный реги музыкант Боб Марли имеет неофициальный статус пророка растафарианства.


Растафарианство В Украине


В Украине существует молодежная субкультура растаманив, которые принимают по большей части внешние черты растафарианства, не разделяя его взглядов о высочестве черной расы. Среди характерных признаков растаманив : увлечение реги, а, особенно Бобом Марли, дреди и расточки, красно-зелено-желтые цвета в одежде, отчасти курение конопля и вегетарианство.

Зороастризм

Зороастризм  — (самоназва: Вахви Даена Маздаясна — Добрая Вера Вшанування мудрости) — древнее пророческое вероучение, в основе которого находится проповедь давньоиранського пророка Заратуштри, известная из зороастрийских гимнов, — Гат, которые дошли до нас в составе Авести — священого зороастрийского канона.

Пророчество заключается в том, что существует двое исконных выборов: благой и злой, которые появились Заратуштри в одном из видений, как Спента-майню («Дух cвятий») и его противник — Анхра-Майнью («Злой дух»), который также был с самого начала, но полностью слей и жестокий.

Все, что происходит в мире — происходят согласно одной из этих причин. Между ними продолжается постоянная непримиримая борьба. Человек самостоятельно должен избрать, на какой стороне она находится. От этого выбора зависит ее дальнейшая судьба.

Зороастризм очень древняя религия. Он был национальной и государственной религией для значительной части персидского народа, прежде чем постепенно не уступил место ислама в 7 веке. Политическая сила доисламских персидских династий предоставляли зороастризму большого престижа. Некоторые из его основных докрин были заимствованы другими более поздними религиозными системами. Зороастризм тоже запозичав из других систем верований, в древние времена от вавилонян, а в современную эру от теософии и эзотерики, христианства, ислама и индуизма. в наше время в зороастризми нет принципиальных теологических расхождений за исключением схизмы, связанной с разницами в календарях. Однако зороастризм не монолитен — местные и индивидуальные верования, обряды, ценности отличаются через современные влияния, которые иногда приводят к обогащению традиций, а иногда к полному вытеснению.


Сотворение мира


В своей мудрости Ахура-Мазда, знал о существовании противника — Ангра Майнью и для того, чтобы сделать его бессильным он создал материальный мир. Сначала Ахура-Мазда создал с помощью Святого Духа (Спента-Майнью) шесть Амеша-Спента — «Бессмертных Святых», которые в той или иной мере являются эманациями самого Ахура-Мазди. Слово «спента», в самой своей основе означает «тот, который владеет силой», а в отношении к благим божествам — «помощь, которая владеет силой». Именно их Заратуштра увидел в своем первом виденьи. Они вместе с Ахурою-Маздою создали семь творений, которые образовали мир. Это:Вогонь, Вода. Земля, Воздух, Растения, Животные и Человек

Шесть Бессмертных святых появляются, как атрибуты самого Ахура-Мазди. Со своей стороны, Он может наделить людей этими весомыми духовными и этичными качествами. Для каждого человека, в том числе и для самого пророка, тем Бессмертным святым, который указывает путь к другим, является Воху-наваждение («Благой помысел, Понимание»). Ближайший его Союзник — это Аша-Вахишта («Наилучшая праведность, Истина»), божество, которое отображает могучий закон истини-аша. Потом идут Спента-Армаити («Святое благочесття») и Хшатра-Ваирйа («Желательная власть, Милосердие»), что олицетворяет собой силу, которую каждый человек проявить, стремясь к праведной жизни. Заключительная пара — это

Хаурватат («Целостность, Здоровье») и Амеретат («Бессмертие, Радость»). Они дарят вечную жизнь и процветание.


Появление в мире противника


Ангра Майню лишен любых творческих способностей. Все что он может сделать, это потерять, и перевернуть с помощью лжи — Друдж. После его вторжения в мир, созданный Ахурою Маздою, стало известно, что мир будет существовать до тех пор, пока Ангра Майню навсегда не станет бессильным как-то влиять на творение. Тогда в мире состоится Воссоздание — Фрашо Керетти и наступят идеальные сутки.


Задание человека в мире


Зороастрийская вера учит потому, что человек получает свое земное существование ради воплощения своих особенных заданий, относительно укрепления правды и истребление зла. Поэтому каждый человек должен следовать этичной триаде — Добрых мыслей, добрых слов, и добрых дел. С помощью Даени — одновременно и душе, и совести, человек может общаться с Творцом. На помощь человеку в борьбе с силами зла приходят Язати — «достойные чествования», такие как Митра — договор, Айриман — дружба, Сраоша — послух, Хварно — счастье, и другие. При жизни человек должен сделать как можно больше добрых поступков, благодаря чему решится ее дальнейшая судьба.


Судьба человека после смерти


После смерти человек становится на Мост Чинват (Мост Розлучитель), который связывает место предыдущего существования из Гарозманом (Местом Песен). На встречу человеку идет его даена. И тот кто в жизни был праведным, баче в ней волшебную девушку, которая помогает человеку достаться неба. А тот кто на своем веку больше грешил побаче свою даену, как страшную ведьму, которая потянет его к самому Ангра Майню в ад, и тот скажет грешному: «Как же ты был недоволен своим Творцом, который решил встретиться со мной»! И нанесет ему адские муки.


Зороастризм в мировой культуре


В Европе содержание Авести стало известно в XVIII ст. после перевода Дюперрона в 1771 году французским языком, что дало возможность даже проследить влияние учения Авести на формирование религиозных систем более позднего происхождения.

Зороастризм впервые в истории религий выдвинул детальную систему есхатологизму (религиозное учение о конечной судьбе человечества и Вселенной). Основой этого учения является дуалистическое понимание двух его истоков — добра и зла. С этой концепцией связанное и зороастрийское понимание человека, который является продуктом божьего творения, созданная Ахурою Маздою для добра. Но человек имеет свободную волю, может поддаваться влиянию зла и воспринимать его.

Борьба добрая и зла непременно завершится победой добра. Тогда все человечество объединится под председательством Саошьянта (Спасителя) и образует единое государство с единственным языком. Зло будет уничтожено огнем и расплавленным металлом. Такая эсхатологическая картина подносила авторитет зороастризму среди политеистических религий давнего мира.


Современные сторонники зороастризму


Наибольшее зороастрийское общество живет в Индии. Когда исламские султаны завоевали Персию, и часть местного населения, которая не желала переходить в ислам, убежала в поисках убежища на западное побережье Индии, а часть распылилась по всему свету. В наше время второе место среди стран за количеством зороастристив занимают Соединенные Штаты.

Наибольшее индийское общество зороастрийцив известно как парси.

Общины зороастрийцив существуют также в Иране, особенно в районах, где до сих пор разговаривают на языках, отличающихся от фарси. Любопытство к своему зороастрийскому прошлому проявляют также соседние с Ираном страны Центральной Азии, такие как Таджикистан и Узбекистан. По предложению Таджикистана ЮНЕСКО объявило 2003 год годом празднования 3000 лет зороастрийской культуры, в рамках которого были устроенные мероприятия во всем мире.

В целом состоянием на 2004 количество зороастрийцив в мире оценивалась в пределах от 145 тыс. до 210 тыс. Перепись 2001 в Индии зафиксировал 69 601 парса. В Пакистане их около 5 тыс. В англоязычной Америке насчитывается по оценкам 18-25 тыс. зороастрийцив как индийского, так и иранского происхождения. 3,5 тыс. зороастрийцив живут в Австралии. Относительно их количества в Иране существует большое расхождение в данных. За последней переписью, проведенной к революции, их было 21 400.

Приблизительно 10 тыс. зороастрийцив остаются в Центральной Азии, например на территории древних Бактрии (современный Афганистан), Согдианы, Маргиани.

Среди известных зороастрийцив в современном мире дирижер Зубин Цель, рок-музыкант Фредди Меркюри, французский актер Робер Оссейн.

Марийская религия

Марийская религия — традиционная религия марийцев. Самая распространенная традиционная религия в Европе, которая сохранилась до наших дней в почти неизменном виде.

Марийская религия основывается на вере у силы природы, которую человек должен уважать и уважать. К началу распространения учеб монотеисток марийке уважали многих богов известных под названием Юмо, признавая при этом пренебрежительность Верховного Бога (Кугу Юмо). В XIX веке языческие верования, под воздействием взглядов монотеисток их соседей, видоизменились и был созданный образ Единственного Бога (Единственный Светлый Добрый Большой Бог).

Последователи Марийской традиционной религии осуществляют религиозные ритуалы, массовые молят, проводят благотворительные, культурно-просветительские мероприятия. Они учат и воспитывают подрастающее поколение, выдают и распространяют религиозную литературу. В настоящее время зарегистрированы четыре районных религиозных организации.

Молитвенные собрания и массовые молят проводятся в соответствии с традиционным календарем, при этом всегда учитывается положение месяца и солнца. Общественные молят проходят, как правило, в священных рощах. Молит руководит карт кугыза.


Современность


* 29 апреля 2009 года Верховный суд Марий Элл признал книгу «Жрец говорит» авторство марийского жреця Виталия Танакова экстремистской литературой. В то же время влиятельная в республике правозащитная организация «Человек и закон» считает действия прокуратуры надуманными и такими, что излишне вмешиваются в религиозные дела марийцев.

* Впервые после Второй мировой войны в Нижегородской области марийские язычники провели молит. На молит из окружающих сел пришли одиннадцати человек. Ретуал жертвопринешення трех баранов звершив жрец Альберт Рукавишников.

Викка

Викка — это языческий духовный путь, основанный на чествовании природы, распространен в разных странах по всему мире. В Украине представительством викка является ковен (сообщество) — «Благословенные Тени» под сопровождением журналистки-религиоведа Фиалкори Микитенко.


История и традиции


Викка является древней мистической традицией, которая была возобновлена и популяризируемая 1954 года Джеральдом Гарднером. Традиция, которую он возродил является осовремененной версией старой религии колдовства, которое существовало в секрете сотни лет, в основном происходит от древних языческих мистерий Старой Европы.

Нынешняя Викка получила название «Живая религиозная традиция», она сохранила традиции еще с доинквизицийних времен. Магия — это естественный атрибут викка, она очень тесно связана из восприятия мира и жизнью наших пращуров. Магия виккан — это не только обряды, ритуалы и заклинания. В современной Викка есть набор традиций которые имеют незначительные и все же отличии в вере, ритуалах, и практике. Много традиций Викка остаются закрытыми и требуют, чтобы члены были инициированы.

Викка не является догматичной религией. В ней нет жесткой ортодоксальности веры и методов практики. Есть основные понятия и основа традиции и все равно они достаточно свободно развиваются со временем. Большинство знаний из викка открыто. Как принято считать посвященными в Гарднеринську традицию, Викка — это разнообразие колдовства (видьмовства), основанного на религиозных и волшебных понятиях. Много виккан, хотя и не все, называют себя язычниками. В целом часто представители викка одновременно уравнивают для себя понятие виккан, язычник, ведьма. Викка верит в женское божественное начало в дополнение, а иногда и вместо, к распространенному изображению Бога в мужском образе.

Божества Викка воспринимаются как воплощение жизненной силы в природе. Богиня и Бог видятся как определенная основа мира и этот баланс видится в природе. Они иногда отображаются в символической форме как Солнце и Луна, и от ее месячных ассоциаций Богиня становится Тройной Богиней с аспектами «Девушки», «Матери» и «Старой». Некоторые виккани воспринимают Богиню, которая беременную берегиню, с тех пор, как она содержит и задумывает в себе бога. Бог — признак жизни и вдохновения в ее пределах, одновременно ее мужчина-любовник и ее ребенок. Это отражается в традиционной структуре собраний ковена. В некоторых традициях, исключительно феминистическое мировоззрение, например в Дианической Викке, где Богиня видится как полнота мира, и Богу иногда вообще не поклоняются.

Проекция Богини и Бога чаще за все проявляется в телах Жрицы и Жреця. Это является основной целью ритуала Опускания Луны (или Опускание Солнца), с помощью чего к Богине обращаются, чтобы она спустилась в тело Жрицы (или Бог в Жреця), чтобы проводить божественные магические мистерии. Четыре классических элемента — ключевая особенность мировоззрения виккан. Большинство форм выражают в себе какой-то из четырех элементов — Земля, Воздух, Огонь и Вода — или несколько в комбинации. Также присутствует пятый, что является квинтэссенцией, которая сочетает элемент под названием Дух (эфир, который также зовется Акаша). Символично пять элементов отображают в виде Священной Пентаграммы (символ Викка).

Магия

Магия — совокупность приемов и обрядов, которые имеют чудодейственную силу; действия и обряды, которые осуществляются с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека.


Происхождение


Магия появляется еще у самых давних культур. Некоторые исследователи склонны в этом усматривать вообще специфическое и коренное отличие первобытного мышления от современного. Основой магии в давние времена были (частично и сейчас есть) представления об общей связи всех вещей и явлений природы, в частности, о связи человека и его имени, о возможности влиять на целое через его часть, на человека или животного — через изображение, направлять ход развития событий, загодя имитируя их. Например, практически все племена тропической Африки, туземцы Австралии верят, что обладание ногтями, волосами, частями одежды дает власть над человеком. Тому, если волосы и ногти подстригаются, то тщательным образом собираются и прячутся. Особенно оберегается вождь, поскольку считается, что от его самочувствия зависит судьба всего племени.

Одна из самых распространенных теорий происхождения искусства как раз связывает его с магическими ритуалами, которые осуществлялись над изображениями животных и должны были обеспечить удачную охоту.


Типы


Магия по своим целям была очень разнообразна: лечебная (складаюча до этого времени один из разделов народной медицины — заговоры, шептания), шкідливоносна (посылание «порчи», «вроки»), любовная («причарування»), промышленная (обеспечение успеха охоты), аграрная («стимулирование» сил плодородия) и другая.


Практика


Система магических действий являла собой сложный механизм. Он включал особенную обрядность и особенные предметы — фетиши. Фетишизм — вера в сверхъестественную силу материальных предметов (фетиш — слово французского происхождения, оно означает талисман, амулет). У древнего человека объектами поклонения были камни (особенно необычных размеров и форм), деревья (или целые священные рощи). Формы поклонения бывали разные: от принесения им жертв к причинению им вреда. В это время фетишизм является составной частью всех развитых религий — поклонение кресту и ношение нательного креста в христианстве, священный камень (метеоритного происхождения) в мечети Кааба у мусульман и тому подобное.

Исполнителями магических обрядов обычно были особенные люди — знахари, колдуны, шаманы. Им приписывалась особенная способность общаться со сверхъестественными силами, влиять на них за своим желанием, путешествовать в потусторонний мир. Как показывают этнографические наблюдения, шаманы бывают искусными гипнотизерами, чревовісниками, иллюзионистами, а также и певцами, поэтами, сказителями. Можно вспомнить относительно недавнюю газетную сенсацию, связанную с публикацией материалов о «бескровных операциях» филиппинских целителей (хилеров). На русском Севере, где сильно развит был шаманизм, находилось немало «свидетелей» того, как шаманы летали, оживляли мертвых, видели за сотни верст, создавали своих и чужих двойников.

Типичное этнографическое описание, которое принадлежит африканскому исследователю Лео Фробенису. Его экспедиция встретила группу охотников-пигмеев, которая состоит из трех мужчин и женщины. Из-за недостатка провизии он обратился с просьбой убить антилопу, но был удивлен, когда, в принципе согласившись, пигмеи ответили, что сегодня без необходимых приготовлений на охоту они не пойдут. «Слишком заинтересованный узнать, в чем же заключаются приготовления этих людей, — пишет Фробениус, — я вставь задолго до востока солнца и прокрался в кусте. Уже с началом рассвета мужчины пришли сюда, но не одни, а вместе с женщиной. Они сели на землю, повисмикувати траву на небольшой поверхности и разровняли ее руками. Потом один из мужчин сел на вприсятки и нарисовал что-то пальцем на песке. В течение всего этого времени мужчины и женщина бормотали какое-то заклинание. Потом тишина ожидания. Наконец солнце появилось на горизонте, и один из мужчин с натянутым луком приблизился к расчищенному лоскутку земли и нацелил на него лук. Прошло несколько минут, и лучи солнца коснулись сделанного на земле рисунка. В то же мгновение со скоростью молнии развернулась следующая сцена: женщина подняла руки как бы для того, чтобы схватить солнце, произнося непонятные звуки, мужчина спустил стрелу, женщина закричала еще больше; потом мужчины с их оружием прыгнули в чащу кустарника. Женщина пошла к лагерю. Я, подождав, подошел и увидел, что на вироняном лоскутке земли было нарисованное изображение антилопы, в шею которой воткнулась только что выпущенная стрела. Когда охотники вернулись с антилопой, убитой в шейную вену, они, отдав добычу, немедленно отнесли к рисунку лоскуток шерсти убитой антилопы и сосуд, наполненный ее кровью, а потом выдергивали стрелу и стерли изображение».

Древнегреческая религия

Древнегреческая религия была основой развития одной из самых давних цивилизаций мира, колыбели современной цивилизации. Рассматривая богов, божеств и героев древнегреческих мифов, можно увидеть развитие современного общества : как оно изменяло свое отношение к силам природы, к общественному и индивидуальному. Благодаря древнегреческим мифам можно судить о том, как зарождались теология и космология. В конечном итоге, чрезвычайная ценность феномена древнегреческой мифологии заключается в том, что она подтолкнула людей к необходимости интеллектуального развития, к появлению многих наук (логика, математики, риторика и тому подобное).


Особенности формирования


Характерными особенностями древнегреческой мифологии были олицетворение и надел душой явлений природы — анимизм — и связанное с ними человекоподобие богов и толкование их поведения с помощью мифов. Леса, дубравы, реки, горы, моря, небо, по представлениям древних греков были заселены божествами.

Древнегреческая мифология с ее детской наивностью восприятия действительности, с яркой образностью и художественностью сыграла достаточно большую роль в развитии греческой культуры и стала предпосылкой творения греческого искусства. Боги изменялись так же, как и те, кто верил у них. С развитием греческой цивилизации боги становились все благороднее и более почтенными.

Особенным почетом у греков древних суток пользовалась кормилица всего — Гея, животворная обладательница, воплощение неисчерпаемой творческой силы Земли, «той большой матери, в лоно которой все возвращается, чтобы опять прорастать для новой жизни» (Эсхил, Хоефори). Это отбивало и влияние матриархата, и значения земледелия как основной отрасли хозяйства народа. Позже культ Земли впитал также почитание Реи, Деметри, Персефоны и других божеств, связанных с земледелием.

Боги представлялись грекам за тем или другим трудом: Гермес и Господин бдели отары, Афина выращивала маслиновые деревья и тому подобное. Тому, чтобы человек мог успешно выполнять какое-то дело, считалось нужным задабриваться к соответствующему божеству принесениям в жертву плодов, молодых животных.

Сначала не существовало иерархии среди богов. В тогдашних верованиях греков сохранились остатки первобытных религий — фетишизма (например, почитание камней, особенно дельфийського омфала), тотемизма (орел, сова, корова и другие животные были постоянными атрибутами богов, а сами боги нередко изображались в виде животных), магия.

А господство родовой знати мелкие местные божества были заменены олимпийскими богами. Гомер (VIII ст. до н. э.) в «Илиаде» и «Одиссее» и Гесиод (VII ст. до н. э.) в «Теогонии», то есть «Родословной богов», установили типичные обиды богов. Гомеру боги — это просто бессмертные люди, наделенные неземной красотой и силой. Каждый из них имеет свое имя и черты, свойственные только ему. Эти боги — Посейдон, Аид, Герра, Деметра, Гестия, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес и другие — рассматривались уже как какое-то семейство или государство, которое имеет своего верховного главу — «отца людей и богов».

Зевс воплощал в религиозной форме черты патриархального владыки. Он господствовал над небом, землей, морем и адом. Следовательно, появилась иерархия богов, которая отбивала окрепшую иерархию классового общества. Изображены в «Илиаде» и «Одиссее» дворец Зевса на Олимпе с золотыми стенами и полами, роскошные наряды богинь, а также постоянные дрязги, раздор и интриги между богами были своеобразным отражением жизни греческой родовой аристократии. Гомер навсегда закрепил антропоморфический характер греческой религии. Гесиод только четче изложил ее.

Победа олимпийцев никогда не была полной. Нередко более наипылко верили у тех богов, которых не воспел ни один поэт. Человек, как и раньше, чувствовал, что ее окружают добре и злые духи, и выполнял древнейшие магические обряды. Существовали будто две религии: официальная (ее проповедовали государство, литература и искусство), основанная на гомеровских традициях, и верования низших слоев, которые хранили суеверия догомеривських времен. Большое значение в древнегреческой религии имел культ предков и вообще умерших, а также культ героев. В классическую эпоху в культе умерших появилось представление о жизни душ праведников на Єлисейських полях.

Возникновение городов-государств (полисов) и дальнейшее развитие рабовладельческого общества изменили характер греческой религии. В VIII — VII в. до н. э. появились и распространились культы богов покровителей ремесла и торговли. Богом кузнечничающего стал Гефест, богом торговли — Гермес. Изменилось представление и о функциях богов : покровителями ремесел в каждом городе, как правило, объявлялись боги, что их считали защитниками самого города : например, в Афинах — Афина, в Коринфе — Посейдон, в Дельфах — Аполлон.

Не всегда и не с самых давних времен храм был местом поклонения богам. Им поклонялись в горах, в рощах, в гротах, около источников. Со временем такое особенно уважаемое место становилось священным и там строили храм. Расцвет храмного строительства в Афинах приходится на V — IV ст. до н. э. Отправка культа в целом находилась под контролем государства. Жреческих корпораций в греческих государствах, как правило, не было. Выбраны жеребьевкой служебные лица выполняли также обязанности жрецив.

Греческий жрец не учился специально и ничем не отличался от остальных граждан. Службу божью правили и мужчины, и женщины. Охрана храма считалась государственной обязанностью жреця. Поскольку не было ни догматов, ни вероучения, жрецы не поучали верующих. Они только выполняли обряды. В некоторых культах должность жреца была наследственна.

В признании общегреческих богов и связанных с ними святынь частично отражалось осознание греками своего этнического единства. Да, знаменитыми во всем греческом мире были святилище в Олимпии и Дельфийський оракул. Все греки могли участвовать в играх и соревнованиях, периодически устраиваемых около таких святилищ. Олимпийские игры (олимпиады) стали основой греческого летоисчисления.

Рядом с культами, предназначенными для всего населения, в Греции рано возникли тайные религиозные общества и культы, к участию в которых допускались засекреченные (содержи). Самыми известными были обряды на честь Деметри (елевсинськи мистерии) и в честь Диониса (дионисии). Скрытым в елевсинськи мистерии обещали раювання после смерти. Древние верили, что участник дионисий присоединялся к божеству с помощью съеденного сырого мяса животного, которого раздирали заживо.

Тайные культы в позднеантичный период в определенной степени были проявлением неудовлетворения условиями жизни и охватывали достаточно большую часть низших слоев древнегреческого общества. Греки, как и все политеисты, отмечались широкой веротерпимостью и большим почетом к чужим богам. Наверное, они считали, что богов никогда не бывает многовато и что за пределами страны всегда может знайтись какой-то бог, которого стоит приклонить на свою сторону. Особенно греков привлекал Египет, именно оттуда они взяли богиню Исиду, которая из III ст. до н. э. имела среди греков многочисленных почитателей. Вместе с Исидою утвердился культ ее мужа и брата Осириса (Сераписа), в честь которого было построено много храмов по всем греческом мире.

Из восточных богов больше всего уважали Большую Мать, мать богов Кибелу — фригийську богиню, в которой греки узнавали свою Рею. Вторым могучим богом с востока был Митра, иранско-вавилонский бог солнца. В II — III ст. н.э. его культ достигает наибольшего расцвета. Люди, которые страдали от социального притеснения и бесправности, искали счастье в «загробной жизни». Неоплатонизм был последней попыткой сохранить и оживить старую греческую религию, но он не имел успеха, потому что единственной религией, которая отвечала требованиям времени, было христианство. Обряды в д. г. имели большое влияние на развитие литературы и искусства европейских и других народов.


Особенности формирования религиозной идеологии в Давней Греции


В период перехода к классовому обществу формируются племенные религии, главную роль в которых играют культ племенного вождя и культ духов предков. Возникает политеизм (багатобожжя) как идеологическое отображение создания родоплеменных союзов. Складывается институт жрецив — профессиональных священнослужителей. Необходимо заметить, что жреци монополизировали знание, духовную культуру вообще и использовали ее в интересах своей касты. Однако благодаря жрецям к нам пришло к немало давним историческим достопримечательностям в форме «священных книг», где отображаются жизнь и идеология прошлых эпох.

Говоря о формировании религиозных представлений, религиозной идеологии, стоит рассмотреть вопрос о мифах (из грецьк. «сказания»). Это тоже фантастическое отображение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерной для давнего мира устному народному творчеству. Мифы — это сказания, которые возникли на ранних этапах истории, фантастические обиды которых были попытками обобщить и объяснить разные явления природы и общества. В мифах отразились также моральные взгляды и эстетическое отношение человека к действительности. Поскольку в мифологии содержится представление о сверхъестественном, она имеет в себе элементы религии. Записанный догматизирующий миф дальше становится составной частью «священных книг» национальных религий, которые возникают вместе с государством.


Эволюция древнегреческой мифологии : от хтоничних существ к героям-полубогам


Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре средиземноморских народов. Мифология достаточно сильно влияла на становление религиозной мысли в Древней Греции. Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой мифологии : хтоничний, доолемпийський ли, классический олимпийский и поздний героический. Взгляды, характерные для хтоничного периода, сложились в греческом обществе задолго до Дорийского завоевания XII ст. до н. э. и даже к возникновению первых ахейських держал. Не сохранилось источников, в которых бы эти взгляды были представлены полно и последовательно. Поэтому придется использовать отдельные архаичные обиды или мифологические эпизоды, которые случайно отразились в текстах, которые относятся до значительно более позднего времени.


Первый период


Термин «хтоничный» происходит от греческого слова «хтон» — «земля». Земля воспринималась древними греками как живое и всемогущее существо, что все порождает и всех питает. Сущность земли была воплощена во всем, что окружало человека и в нем самом, объясняет то поклонение, которым греки окружали символы божеств, : необычные камни, деревья и даже просто доски. Но привычный первобытный фетишизм смешивался у греков с анимизмом, приводя к сложной и необычной системе верований. Кроме богов существовали еще и демоны. Это неопределенные и страшные силы, которые не имеют никакого вида, но владеют ужасным могуществом. Демоны появляются неизвестно откуда, вмешиваются в жизнь людей, причем обычно самим катастрофическим и жестоким образом, и исчезают. С обидами демонов были связаны и представления о чудовищах, которых на этом этапе развития греческой религии, вероятно, тоже воспринимали как существ, которые владеют божественной силой. В подобных представлениях о богах и в особенном почитании Земли как Большой Матери заметные отзвуки идей разных этапов развития греческого общества — и совсем раннего времени, еще когда не отделял человек себя от природы создавались обиды людинотварин, и периоду матриархата, когда господство женщин в обществе подкреплялось рассказами о всесилии Земли-прародительницы.

Но одно сочетало все эти взгляды — воображение о безразличии богов, об их глубокой отчужденности. Они воспринимались как существа могучи, но более опасны, чем благотворительные, от которых нужно скорее откупаться, чем пытаться получить их благосклонность. Таким появляется, например, бог Господин, что, в отличие от Тифона или гектанохейрив, в более поздней мифологии не превратился у окончательного монстра, а остался богом, заместителем лесов и полей. Он связан с дикой природой, а не с человеческим обществом, и, невзирая на свою склонность к веселью, может наводить на людей беспричинный страх. Козлоногий, бородатый и рогатый, он появляется людям в полуденный час, когда все замирает от жары, в час, что считался не менее опасным, чем север. Он может быть и добрым, и справедливым, но все-таки лучше не встречаться с богом Господином, который сохранил полузвериный вид и нрав первобытных порождений Матери-земли.


Второй период


Распад матриархата, переход к патриархату, возникновению первых государств ахейцев — все это дало толчок к полному изменению всей системы религиозного восприятия, к отказу от старых богов и появлению новых. Как и у других народов, богов — олицетворений бездушных сил природы замещают боги-заместители отдельных групп в человеческом обществе, групп, которые сочетали по самым разнообразным признакам, : классовыми, сословными, профессиональными, но в них всех общим было одно — это люди прошлого, как ни пытались ужиться с природой, а прагнувши покорить ее, превратить во что-то новое, заставить служить человеку. Не случайно найдревниши мифы олимпийского цикла начинаются из истребления существ, которым, вероятно, в предыдущий период поклонялись как богам. Бог Аполлон убивает пифийського дракона и великанов, люди-полубоги, сыновья богов уничтожают других чудовищ: Медузу, Химеру, лернийську Гидру. И окончательную победу над древними богами торжествует Зевс, царь богов Космоса. Образ Зевса очень сложен и сформировался в мифологии греков не сразу. Представления о Зевсе сложились только после Дорийского завоевания, когда пришельцы из севера прибавили ему черты абсолютного бога-владыки.

В счастливом и упорядоченном мире Зевса его сыновья, порожденные от смертных женщин, завершают справа своего отца, истребляя последних чудовищ. Полубоги, герои символизируют единство миров божественного и человеческого, неразрывную связь между ними и доброчинна внимание, с которым боги наблюдают за людьми. Боги помогают героям (например, Гермес — Персею, а Афина — Гераклу), а карают только нечестивцев и лиходеев. Представления об ужасных демонах тоже изменяются — они теперь выглядят скорее просто могучими парфюмериями, жителями всех четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха.


Третий период


Становление и развитие государства, осложнения общества и общественных отношений, обогащения представлений о мире, Греция которого окружающую неминуемо усиливали чувство трагичности бытия, убежденности, что в мире господствуют зло, жестокость, нелепость и абсурд. В поздний героический период развития греческой мифологии, возрождаются представления о силе, которой подчиняются все существующее, — и люди, и боги. Судьба, неумолимая судьба господствует над всем. Перед ней склоняется даже сам Зевс, вынужденный то силой выспрашивать у титана Прометея пророчества собственной судьбы, то усмиряться с экзаменами и мучаниями, через которые повинный пройти его любимый сын Геракл, чтобы он смог вступить в сонм богов. К людям судьба еще более беспощадна, чем к богам, — ее жестокие и часто бессмысленные веления исполняются с неотвратимой точностью — Эдип оказывается проклятый, невзирая на все свои усилия спастись от предсказанной судьбы, погибает также прячется от воли судьбы Анхиз, дед Персея, даже целый род Атридив не может пойти от слепого приговора судеб, будучи втянутым в бесконечный ряд убийств и братоубийств.

Да и боги теперь уже не настолько милостиво настроены к людям. Наказание тех, кто нарушил их волю, ужасные и неоправданно жестокие: Тантал вечно мучається от голода и жажды, Сизиф обязан постоянно поднимать на адскую гору тяжелый камень, иксион прикован к оборотному огненному колесу.

В поздним греческом обществе религия постепенно приходила в упадок, вырождаясь в простое выполнение обрядов, а мифология становилась просто казной образов и сюжетов для авторов поэм и трагедий. Некоторые философы даже отрицали главную роль богов в сотворении мира, представляя настоящий космический акт как слияния или первоэлементов стихий. В таком виде греческая религия просуществовала к началу походов Александра Македонского, когда в эллинистических империях она вступила в многогранное и взаимообогащающее взаимодействие с вероисповеданиями Древней Азии.

Язычество

Язычество (от древнерусского языкъ «народ», или язычество от лат. paganus — «крестьянин; язычник») — любая политеистическая религия или пантеистические верования, мировоззренческие системы с точки зрения религий (например, христианства, ислама) монотеисток.

Большинство религий (христианство, мусульманство и тому подобное) монотеисток, преследовали поклонение многим богам, навязывая поклонение одному богу. Непримиримость с другими представлениями о божественном в религиях монотеисток имеется и в наше время.


Дефиниция


Язычество
— общее название для всех религий, мифологических и мировоззренческих систем, творимых в пределах того или другого народа

или группы родственных народов.

В Библии язычниками названо, между другими, давних греков и римлян, которые имели пантеоны богов, которым они поклонялись.

Среди самых известных:

    * греческие Зевс, Аполон, Афина, Деметра, Гефест;

    * римские Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Нептун;

    * скандинавские Один, Фрейя, Тор, Локи;

    * кельтские боги (см. Кельтская мифология);

    * давньоєгипетськи боги (см. Египетская мифология);

    * славянские Свитовид, Дажбог, Перун, Мокоша, Дана, Велес и другие народы.

Свой пантеон богов имели все давние племена.

Часть народов мира доныне сохранила свои родные (вытворенные в пределах народа в течение его истории) верования и религии.


Существенные признаки


Рассматривая язычество как явление, можно выделить такие признаки:

    * Язычество є цилисним способом життя, а не религиєю у сучасному значенни цього слова.

    * Божественное в язычестве имманентное — то есть растворено во всем вокруг (тогда, как в большинстве религий монотеисток — трансцендентное, то есть отделено от видимого мира).

    * Культ героизма (священный героизм) — героический поступок представляется как высший чин, приравниваемый к деяниям богов/бога.

    * Язычество является внутриориентированным — переживания божественного происходят прежде всего внутри конкретного человека, тогда как большинство семитских религий — зовнишньоориєнтовани (ценится прежде всего внешнее проявление верований и религиозных переживаний, как вот хождение в храм, оживленное участие в ритуалах и тому подобное).


Язычество Руси


На Руси (в Киеве) язычество было официальной религией к введению христианства. Самыми известными русскими богами были: Сварог (бог небес), Ярило (бог солнца и весны), Дажбог (бог солнца и богатства), Велес(бог домашних животных, богатства, магии), Перун (бог грома), Род (бог рождения) и другие.

В 988 году князь Владимир ввел на Руси христианство, сделав Язычество вне закона. Но верные старой религии еще в течение двух с половиной веков поднимали восстание в самом Киеве и других городах. У дальнейших от столиц княжеств местностях Язычество хранило ведущую роль еще в 13 веке (Галичина, Волынь).

Невзирая на попытку уничтожить любые проявления старой веры среди населения Руси, некоторые языческие культы и обряды еще долго хранились и отправлялись тайком, а некоторые трансформировались в христианские обряды с элементами язычества да и продлились доныне.

Русское Язычество, в отличие от взглядов христиан, не было примитивной религией. Христианские священники и некоторые научные работники, ссылаясь на то, что Язычество было багатобожжям, считают, что это примитивизм (согласно современным классификациям религий и верований, багатобожжя, имманентность божественного не признается признаком примитивизма). Например, русичи верили у единственного и многопроявочного Бога (единство и багатопроявнисть божественной силы). Творец (Творческая сила) просто может принимать разные формы, разделяться. Для примера — Бог Род, выделил из себя женское (Дана) и мужское (Сварог) начала. Они якобы и разные Боги, однако они являются частью единственного Бога творца. Так же все всемирные силы и энергии (ветер, огонь, солнце, вода, земля и так далее) являются частью Бога. Фактически Бог (его еще иногда называют Космос) это и есть Вселенная. Кроме того, знания Русских волхвов были намного больше, чем христианских духовникив как того времени, так и современных. И даже сотворення миру и место людей и Земли во всей вселенной язычники интерпретировали намного умнее, правдивее от большинства современных вероисповеданий. Сотворение мира за языческим мировоззрением и в дальнейшем остается актуальным. Разнообразные современные теории ученых описывают приблизительно такое сотворение мира, которое и язычники.

Интересно, что на территории Галичины на берегах реки Збруч языческий религиозный центр действовал до 17 века (место находки Збруцького идола). Также подобные центры действовали и в других малодоступных местностях славянского мира.


Современность


На это время под понятием «язычество» понимают народные верования и религии, которые распространены на планете Земля и имеют своеобразные признаки (прежде всего имманентность божественного, культ предков,

священный героизм и тому подобное).

В Украине в последние десятилетия 20 века была возобновлена языческая религия. Самые известные научные работники, которые приобщились к изучению и распространению язычества в Украине, — Владимир Шаян, Лев Силенко, Галина Лозко и другие.

В Украине и по миру в целом язычество начинает возрождаться. Наиболее развиты неоязыческие движения в:

    * Скандинавии

    * Прибалтике

    * России

    * Польше

    * Беларуси

    * Украине

    * Латвии

    * Литве

    * и других странах Европи.

Также во многих регионах мира языческие религии и верования сохранились из древнейших времен и продолжают развиваться.

Вуду

Вуду (англ. Voodoo) — общее название религиозных верований, которые появились среди потомков чернокожих рабов, вывезенных с Африки до Южной и Центральной Америки.

На основе верований народов Дагомеи религии вуду появились на Гаити, Сантериа (ісп. Santeria). На основе верований народа Йоруба на Кубе появилась религия Макумба (порт. Macumba), а у Бразилии — верования Умбанда, Кимбанда, Кандомбле.

Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-творца (Bondieu — Доброго Бога), который не берет участия в жизни своих творений, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-творца. Им молятся, их чествовал, как старших членов семьи. Согласно верований вудуистов в человеке живет несколько душ. До рождения и после смерти она является гвинейским ангелом. Кроме этого, в ней живет посол Бога — совесть.


Последователи вуду


Последователей вудувудуистов — насчитывают около 50 миллионов. Они широко распространены в Гаити, Бразилии, Тринидаде, США (Новый Орлеан), на Кубе и Ямайке. Существуют небольшие ячейки вуду и в других странах мира.


История


Африканские рабы, привезенные в Америку, распространили свои верования на континенте. Много последователей вуду на Кубе и Гаити (где вуду является официальной религией). В США последователей Вуду много среди афро-американцов, особенно в Новом Орлеане, где вуду появилось еще у XVII веке).

    * В 1791 на Гаити вспыхнуло восстание во главе с вудуистами.

    * Самой известной новоорлеанською королевой вуду была Мэри Лаво (XIX века).

    * в 2001 году основана гаитянская церковь вуду (Eglise Voudou d’Ayiti).


Дифференциация жрецов

    * Унган (houngan) — священник.

    * Мамбо (mambo) — женщина-священник.

    * Бокор (bokor) — непосвященный, что практикует, по большей части, магию «левой руки».

    * Ла плас (la place) — помощник священника.

    * Нгомбо(ngombo) — жрец.


Пантеон вуду

    * Агве (Agwe) — дух воды, покровитель моряка и странствующих водой.

    * Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede) — дух смерти и загробного мира. Изображается в виде скелету (черепа) в цилиндре с папиросой и черных очках. Одержимый им пьет ром.

    * Барон Каррефур — дух несчастий, неудач и покровитель черной магии.

    * Дамбала — дух, связанный с змеями (Святой Патрик). Большой Зомби. Одержимый им мучается жаждой.

    * Легба (Legba) — дух дверей (Святой Петр, поскольку по традиции Петр изображался с ключами от Рая).

    * Ерзулі Фреда (Erzuli Freda — Дева Мария) — дух любви в виде волшебной непорочной девы в наряде невесты. Ее символ — сердце. Ее цвета — красный и голубой.

    * Симби — дух водных источников (пресных).

    * Огун (Ogu) — дух огня и молний, бог железа и войны, покровитель кузнецов и воинов.

    * Мама Бріджит — дружина Барона Субботы.

    * Марасса (Marassa) — духи-близнецы.

    * Мадемуазель Шарлот — покровительница молодых девушек.

    * Собо (Sobo) — дух в виде французского генерала.

    * Согбо (Sogbo) — дух молний.

    * Ти-Жан-Петр (Ti — Jean — Petro) — злой дух в виде одноногого карлика, муж Ezili Danto.

Древнеримская религия

Древнеримская религия — одна из политеистических систем рабовладельческого общества с пережитками религиозных представлений эпохи родового строя.

Основным звеном ведения хозяйства римского общества было земледелие. Поэтому для древнеримской религии характерная вера у духов — покровителей природы, сельской жизни и земледелия. Патриархальность жизни обусловила также особенный почет и обожание душ предков как покровителей домашнего очага — ларов, пенатов и др. В культе деревьев, земли, камней, некоторых животных отбиты черты фетишизма и тотемизма. Постепенно из массы мелких божков, которые олицетворяли силы природы и считались покровителями тех или тех явлений действительности, религиозное сознание древних римлян стало выделять отдельных главных богов. К этому периоду принадлежат и возникновение многочисленных мифов о богах. Римская мифология испытала огромное влияние греческой мифологии. С образованием классов и государства боги древнеримской религии (их было около 30) стали общегосударственными, не связанными с определенной территорией. Оформление пантеона было в первую очередь делом вельможных и жрецов. Рядом с такими богами, как Юпитер и Марс, что становились все более могучими, существовало огромное количество меньших богов, духов, которые заботились отдельными жизненными или хозяйственными делами. Народные массы нередко поклонялись богам не только не популярным в высших слоях, а даже таким богам, которыми вельможные высокомерничали. В эпоху империи любимым богом рабов был сильван. Наивысшим среди государственных богов, «отцом богов», который олицетворял могущество Рима, считался Юпитер. В Риме для всех граждан был установлен обязательный культ так называемой троицы (Юпитера, Юноны и Минервы). В римском религиозном культе сурово хранились старинные традиции, которые достигали родового строя. Между богом и человеком никогда не доходило до фамильярности Одиссей, который спорил с Афиной, Диомед, который боролся с Афродитой, все ссоры и любовные интриги греческих героев с Олимпом были для римлянина непонятные. В совершенстве разработанная система жертвоприношений и обрядов представляла всю религиозную жизнь римлян. Среди жрецов выделялась коллегия понтификов, которую возглавлял «большой понтифик» (Pontifex Maximus). Вследствие постоянных контактов с другими народами римская религия испытала большое влияние чужеземных верований. Например, Юнона и Минерва были этрусского происхождения. От этрусков заимствованы многочисленные религиозные обряды и организация жреческих коллегий. Под воздействием греков состоялось почти полное отождествление римских богов с греческими. У римлян был обычай после завоевания какого-то города переселять к своей столице богов побежденных, чтобы вызывать к себе их благосклонность и уберечься от их гнева. Вот как, например, римляне призывали к себе карфагенських богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: «Боже или богине, что распространяете опеку над народом и государством карфагенян, вы, что является покровителями этого города, к вам обращаюсь с молитвами, вам отдаю почет, у вас милости прошу, чтобы покинули народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них пошли. Перейдите ко мне, в Рим. Пусть наш город и храмы будут вам более приятные. Будьте ласковые и благосклонные ко мне, и к народу римскому, и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам построят храмы и будут производить на вашу честь игры». Превращение Рима на средиземноморское государство повлекло достаточно большое влияние восточных культур. Из Малой Азии в II ст. до н. э. в Рим проник культ богини Кибели. Во время империи очень распространился культ египетской исиди, фригийського Аттиса, сирийской Атаргатис, кападокийськой Беллони, иранского Митри. Для религиозной жизни периода поздней империи характерный синкретизм. В Риме разнообразные обряды, верования, боги постепенно сливались. Устранение богов в значительной степени зависело от предоставления одинаковых функций разным божествам. Определенного бога считали всемогущим, ему давали атрибуты всех других. Это было следствием подрыва политеистической системы древнеримской религии и перехода римлян к монотеизму. Общий кризис рабовладельческого строя (с начала новой эры и особенно в III — V ст. н.э.) вызывал глубокие социальные и идеологические изменения в жизни римского общества, стала причиной перехода огромных масс людей от политеистической религии к христианству.