Тхеравада

Тхеравада — самая старая из буддийских школ, которые сохранились до нашего времени. Она строит учение и практику на словах Будды, сохраненных в Поджигательском каноне. Это самый старый из существующих буддийских канонов, его тексты воспринимаются как аутентичные во всех ветках буддизма. Практика Тхеравады опирается на развитие «основательного внимания», которое приводит к развитию умелых качеств. Буддизм Никая, и в том числе Тхераваду, представители тибетського буддизма иногда называют Хинаяною («Никчемной колесницей»), хотя это вообще считается невежливым. Тхераваду сегодня исповедуют в Шри Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде, частично в Вьетнаме и Малайзии; в целом в мире около 124 миллионов людей. В Украине есть отдельные последователи Тхеравады, проводятся семинары по Випассани.

Ваджраяна

Ваджраяна — течение буддизма, вариант махаяны. Известный также как эзотерический буддизм или тантрический буддизм.

Махаяна разделяется на два пути исповедания :

* «сутраяна» — улучшение добрых качеств;

* «ваджраяна» — осмысление опыта будды на его пути.

Ваджраяна требует мистического опыта с целью достижения состояния будды и просветления, для этого тело должно получить эзотерический опыт, накопленный тантрою и йогой.

Ваджраяна часто рассматривается как третья яна буддизму, вместе с теравадою и махаяной.

Возникновение буддизма

Буддизм возник на северном востоке Индии, на территории государств Магадга, Кошала и Вайшали, где проповедовал исторический будда Сиддгартха Гаутама. Время появления этой религии связывается с датой смерти Гаутамы, которых в буддистской традиции существует две — 544 к Р. Х. и 486 к Р. Х. Первая дата была принятая ЮНЕСКО как дата основания буддизма. Однако она отрицается буддологами, которые считают, что будда умер около 400 к Р. Х., к походам Александра Македонского в Индию. Соответственно, появление буддизма следует датировать началом 4 век к Р. Х.

Причиной возникновения буддизма называют кризис традиционного ведического брахманизма в середине 1 тысячелетия к Р. Х. Место зарождения буддизма — северо-восточная Индия — была форпостом альтернативных религиозно-филосовських движений, которые поддерживались состоянием воинов-кшатриев для борьбы за власть с жрецями-брахманами. Соответственно, социальной опорой буддизма в Индии стали воины, а точнее их лидеры — правители раджи. Сам будда Гаутама также происходил из состояния воинов.

 

Основы учения

 

Основные положения буддизма изложены в Четырех истинах благородных :

1. жизнь неминуемо связана со страданиями;

2. причиной страдания является жажда чувственных наслаждений;

3. во избежание страданий, надо освободиться от этой жажды

4. и достичь полного успокоения — Ниббани (санскрит: Нирваны).

Хотя существует много направлений и школ буддизма, существуют его главные философские принципы, что разделяют все буддисты, Трилакшана (Три признака Буддийского учения) :

1. Анитья, признание непостоянного, переменчивого характера вселенной. Нет ничего постоянного.

2. Анатман, отсутствие веры в индивидуальную «душу».

3. Дукха, страдание как универсальный принцип непробужденного бытия.

Буддизм учит делать добре и умелые поступки, избегать злых и неумелых поступков, а также очищать и развивать ум. Цель этих практик — положить конец страданием и достичь угасания (Ниббана) жажды, злости и обмана, и тем же достичь Пробуждения (Бодхи).

Хотя буддизм не заперечуе существования божествених существ (они вспоминаются в буддийских текстах), он не приписывает им полномочий творения, спасения или суда. Считается, что они, как и люди, имеют определенное влияние на событии в мире. Некоторые буддийские школы обращаются к ним с помощью ритуалов.

Этика в буддизме

Буддийская этика построена на принципах незадания вреда и умеренности. Воспитание при этом направлено на развитие нравственности (села), сосредоточенности (самадхи) и мудрости (пання). С помощью медитации буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связки между телесными и психическими процессами.

Благородный путь к спасению включает 8 шагов:

1. Правильное понимание сущности учения.

2. Правильное стремление к спасению.

3. Правильная мысль.

4. Правильный язык, лишенный обиды.

5. Правильное действие.

6. Правильный образ жизни.

7. Правильное усилие.

8. Правильная концентрация.

В буддистской этике существует 10 неумелых поступков, которые приводят к страданиям, как самого буддиста лиц, он которых так и окружающего. Они разделены на три категории: телесные, словесные и духовные неумелые поступки. К телесным относятся: убийство, кража и ошибочные сексуальные отношения (супружеская измена, педофилия и другая). Словесные неумелые действия: ложь, сеяние раздора (разговоры, которые ведут к ссорам), обидчивые слова и бессмысленный разговор. Духовными неумелыми действиями являются: корыстолюбие, недоброжелательное отношение к другим и неверные взгляды.

Священные тексты

Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, которые вошли впоследствии в состав канонического свода буддизма, — Типитаки; это слово означает языком сваи «три корзины». Типитаку было кодифицируемое в 1 в.в. до н.э. Тексты Типитаки разделены на три части — питаки: Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхамма-питака. Виная-питака посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах. Центральную и наибольшую часть Типитаки складывает Сутта-питака. Она содержит огромное количество рассказов об отдельных эпизодах жизни Будды и ее высказываний. В третьей «корзине» — Абхидхамма-питака — содержатся главным образом проповеди и наставления на этичные и абстрактно-философские темы.

Течения и школы

Существует несколько десятков течений буддизма, которые можно в целом сгруппировать в три типа, : Никая, Махаяна и Ваджраяна. Со школ Никая до наших времен сохранилась лишь школа Тхеравада. Каждая из веток буддизма считает, что она представляет настоящее учение Будды; вместе с тем в некоторых школах считается, что гибкий характер буддизма позволяет ему изменять формулировку, терминологию и подходы согласно современным обстоятельствам.

Школа Тхеравада, которая означает «Учение cтарейшин», строит учение и практику исключительно на Поджигательском каноне. Он считается самым старым из существующих буддийских канонов, его тексты воспринимаются как аутентичные во всех ветках буддизма. Практика Тхеравади опирается на развитие «основательного внимания», которое приводит к развитию умелых качеств. Буддизм Никая, и в том числе Тхераваду, иногда называют Хинаяною («Никчемной колесницей»), хотя это вообще считается невежливым. Тхераваду сегодня исповедуют в Шри Ланци, М’янми, Лаосе, Тайланди, частично в Вьетнаме и Малайзии; в целом в мире около 124 миллионов людей. В Украине есть отдельные последователи Тхеравади, проводятся семинары по Випассаны.

В Махаяне («Большой колеснице») подчеркивается сочувствие ко всем и самоотверженный идеал Бодхисаттви.В добавление к текстам школ Никая, школы Махаяны признают в целом или частично ряд текстов, записанних около первого столетия нашей єри. Эти более поздние тексты написаны на санскрите, и посвящены достижению состояния Будды через следование путем Бодхисаттви в течение бесчисленных веков. В связи с такими огромными отрезками времени, в некоторых школах Махаяны принимается идея достижения перерождения в «Чистой земле», которая не является само по себе Пробуждением, но как среда максимально способствует достижению Пробуждения. Буддизм Махаяны исповедуют сегодня в Китае, Японии, Корее и большей части Вьетнама; в целом в мире около 185 миллионов людей. В Украине Махаяна представлена последователями японской школы Нитирен-сию (Ниппондзан Мьоходзи) Дзен.

Ваджраяна («Бриллиантовая колесница») разделяет много из основных концепций Махаяны, но вместе с тем использует большое количество техник, предназначенных для совершенствования буддийской практики. Одна из составляющих Ваджраяны — использование психофизической энергии как средству достижения глибоких состояний сосредоточения и осознания. Эти глубокие состояния в свою очередь используются в качестве путь к состоянию Будды. Утверждается, что с помощью этих техник можно достичь состояния Будды всего за одну жизнь. В добавление к текстам Тхеравади и Махаяны, буддисты Ваджраяны признают большое количество текстов, в том числе буддийская Тантра. Ваджраяну сегодня исповедуют в основном в Тибете, Непале, бутане, Монголии, Калмыкии, северной Индии, частично в Китае и Японии; в целом в мире около 20[3] миллионов людей. Самым известным духовным лидером Ваджраяны является Далай-лама. В Украине Ваджраяна представленная общинами Карма Кагью (Й.С. Гьялва

Кармапи Тхає Дордже, Шамара Ринпоче и Оле Нидала, Ламы Пунцога, а также Й.С. 17 Кармапи Ургьена Тринле Дордже и Чогьяма Трунгпи), общинами Нингма и Дзогчен.

Распространение

В настоящее время в мире есть около 360 млн. мирян, которые исповедуют буддизм, и около 1 млн. монахов и черниц. Буддисты мира объединены в две международных организации — Всемирное Братство буддистов (штаб-квартира в Бангкоци, Таиланд) и Азиатскую буддийскую конференцию за мир (штаб-квартира в Улан-Баторе, Монголия). В Украине по государственной статистике насчитывается 42 буддийских общины и 2 центра, есть 35 служителей этой религии. Работает интернет-форум «Буддизм в Украине«.

Духовные ценности человека в философии и практике буддизма

Постоянное совершенствование каждого члена общества, повышение роли человеческого фактора является решающим условием всех позитивных перемен в развитии общества. Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Важную роль в этом играют ценности, особенно духовные.

Проблема влияния духовных ценностей на развитие человека является актуальной, особенно в настоящее время в связи с возросшим интересом к религиозно-философским учениям. Система духовных ценностей оказывает большое влияние на формирование разносторонних качеств личности человека. В настоящее время развитие мировой культуры имеет тенденцию к взаимодействию между древней традиционной восточной цивилизацией и современной европейской промышленной цивилизацией. Западные ученые (философы, культурологи и искусствоведы), глубже изучая культурное наследие древней восточной цивилизации, пытаются решать проблемы, возникающие в западном мире, обращаясь к системам ценностей, существующих в религиях и философии Востока, в том числе в конфуцианстве, даосизме и буддизме. Оригинальность и самобытность буддизма привлекали внимание как российских, так и украинских философов. В этом направлении работали: Ф.И. Щербатский, О.О. Розенберг. О.О. Розенберг писал о происхождении и развитии буддизма и его основных принципах, обратил внимание на проблему личности и понятие кармы в буддизме. Вопросы, связанные с характером связи буддизма с китайской культурой нашли свое отражение в книге В.Я. Сидихменова «Китай — страницы прошлого» (М. Наука, 1977) и Н.А. Виноградовой, Н.Е. Наливой «Малая история искусств» (М. Искусство, 1979). В сборнике статей «Буддийский взгляд на мир» под редакцией Е.П. Островской и В.И. Рудого, опубликованный в 1999 году рассматривается влияние буддизма на философию Востока. 

Проблема буддизма вызывала большой интерес у многих ученых, среди которых: А.С. Агоджанян, Н.Ф. Болдырев, П.А. Буланж, Л.В. Васильев, И.Ю. Веревкин, В.В. Ветроградова, Н.М. Виноградова, И.В. Всеволодов, Дай Шин Де, М.Е. Ермаков, К.К. Жоль, В.И. Корнев, П.Лебедев, Ма Зин Я, В.В. Малявин, П.И. Мовчан, В.И. Рудой, Ю.П. Старостина, Уотс Алан, Хон Щю Пин, А.П. Цветаков, Ши Цзюн, Эррикер Клайв. В последние годы в Украине по китайской философии защитили кандидатские диссертации А.В.Усик и А.И. Бойченко.

Буддизм определил культурный облик многих стран современного Востока. Этим объясняется то, что проблема буддийских духовных ценностей становится еще более актуальной. К этому следует добавить, что буддизм имеет огромный духовный потенциал, который может оказать существенное влияние на взаимодействие культур Запада и Востока. 

Проблема духовных ценностей человека — одна из центральных в современной социальной философии. Объясняется это тем, что все совершающееся в окружающем мире связано с человеческой деятельностью, которая, в свою очередь, неразрывно связана с вопросами осознания и понимания духовных ценностей. Чем выше интеллект человека, его индивидуальный жизненный опыт, тем весомее его воздействие на происходящие процессы. Поэтому большую актуальность приобретает проблема места системы духовных ценностей в формировании многогранно развитого человека. Этой проблемой занимаются многие философы, в том числе восточные и украинские. Среди украинских можно отметить М.С. Дмитриеву, А.И. Кавалерова, А.И. Колодного, А.Е. Конверского, Н.Н. Мокляка, А.В. Мысуно, И.Ф. Надольного, Е.Н. Причепия, В.А. Рыжко,. А.Н. Семашко, Л.В. Сохань, Л.А. Филиппович, Н.Ф. Цибру, Б.П. Шубнякова и многих других, среди китайских — Лю Да Ди, Хон Сю Пина, Тай Шен Дая. В работах этих ученых рассматриваются комплексные задачи формирования личности в контексте духовных ценностей философии буддизма. Однако недостаточно освещена проблема позитивного влияния буддизма на человека, отсутствует ее цельное изложение как в современных западных так и украинских и китайских исследованиях, нет специальных робот в которых всесторонне анализируются влияние буддизма на духовное формирование человека.

Махаяна

Махаяна — позднее и наибольшее течение в буддизме. Распространенная в Китае, Японии, Непале, Индии, Корее, Вьетнаме и Тибете.

Махаяна — «Большая колесница» буддистского пути, на котором буддисты пытаются достичь просветления на благо всех живых существ (бодхичитта). В основе теории и практик Махаяны лежит развитие сочувствия и внеличностной и запредельной мудрости Праджня-парамити.

Махаяна — это собрание учений для тех, кто идет по пути Бодхисаттви, в результате чего изредка можно встретить еще одно название этого течения — Бодхисаттваяна. Она включает Сутру и Тантру.

Вершиной и сутью учений махаяны является учение Дзогчен и Махамудра.

Численность сторонников махаяны на конец 20 века — около 600 миллионов.